ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Антиковедение и антропология (этнология) взаимодействовали, начиная со времени возникновения последней как научной дисциплины. Первоначально наиболее заметным было влияние антиковедения на этноантропологию. Оно имело место, в частности, как следствие классического образования, которое получили многие первые этнологи и антропологи – основатели науки. Для них данные о политической и социальной организации, культуре античных обществ стали, среди прочего, важнейшим материалом сравнительно-сопоставительных реконструкций эволюции человеческой культуры, общества и его институтов. В дальнейшем этот материал постепенно утрачивает своё привилегированное положение, оставаясь, однако в поле зрения некоторых этноантропологов; для других античные образы и понятия выступают скорее в качестве элементов их научного языка. С расширением тематического поля исследований в сфере этнологии/антропологии и числа исследователей, складыванием этноантропологических субдисциплин, возникает и оформляется пограничная научная отрасль — культурная (социальная) антропология античности. Она уже получила известное развитие в ряде западных стран, причём в большей степени в романских странах Европы, по-видимому в силу восприятия в них античности как собственного этнокультурного наследия. В России антропология античности пока вполне не оформилась, однако можно говорить о ряде интересных исследований на стыке двух наук либо использующих методы и данные одной дисциплины для анализа материала другой. Такие исследования в нашей стране чаще выполняются антиковедами, применяющими те или иные концепции, методы и достижения этнологии и антропологии. В докладе будут рассмотрены примеры таких исследований, разобраны некоторые итоги и выявившиеся проблемы проводимого в них междисциплинарного синтеза, а также их значение для подготовки этнологов и антропологов (на базе собственного опыта, полученного автором в процессе разработки и преподавания, вероятно, первого в России курса социальной антропологии античного мира).