![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Могольская школа живописи изначально основывалась на синтезе двух традиций, иранской и индийской, несколько позже она стала включать и европейскую составляющую. В отношении прямого влияния европейского искусства на могольскую живопись с уверенностью можно говорить лишь о появлении в миниатюре этого времени новых живописных приемов и отдельных мотивов, таких как пейзажные вставки с европейской архитектурой, мягкая светотеневая моделировка, элементы воздушной и прямой перспективы и т. п. Что касается «новых» жанровых форм, а также «новых» образов и символов в могольской миниатюре конца XVI‒XVII в. (таких, например, как портретный жанр или аллегорические композиции, путти, ангелы или нимбы и пр.), то проблема их возникновения представляется более сложной. Многие специалисты склонны приписывать их появление исключительно влиянию западноевропейского искусства, наделяя при этом «заимствованные» образы и атрибуты семантикой, связанной главным образом с концептами и идеями западной культуры. По сути же, многие могольские «заимствования» представляли собой всего лишь новую европеизированную форму конвенциональных образов и устойчивых символов, наполненных традиционным для могольской культуры содержанием и смыслом. Также они могли подразумевать новые художественные возможности, как в случае, например, с портретным жанром. Благодаря освоению европейских изобразительных приемов могольские художники достигли небывалой для мусульманской портретной живописи жизненной достоверности. Свои модели они наделяли острой индивидуальной характеристикой, подчеркивая физиономические и возрастные особенности портретируемого. Первое близкое знакомство моголов с искусством Запада произошло во время правления падишаха Акбара (1556‒1605). Правителем была приглашена из Гоа первая иезуитская миссия, которая прибыла ко двору в 1580 г. Миссионеры привезли с собой иллюстрированную гравюрами «Библию полиглота» и другие предметы европейского религиозного искусства. Могольские придворные художники свободно интерпретировали либо искусно копировали «диковинки» фирангов (европейцев). В их работах можно встретить изображения христианских святых, Девы Марии, Иисуса, евангельские сюжеты и аллегорические мотивы. Вопрос заключается в том, какие цели преследовали могольские художники и их заказчики при воспроизведении в своих композициях образов и мотивов европейского религиозного искусства. С одной стороны, копируя картины и гравюры Дюрера, Саделера и других известных мастеров, они осваивали новые технические и изобразительные возможности. При могольском дворе была даже своеобразная мода на произведения в стиле a la фиранги. С другой стороны, образы и иконографические схемы христианского искусства могли быть интерпретированы индийскими художниками в контексте мусульманской священной истории и могольских властных мифологем. В докладе будут рассмотрены различные стратегии применения «чужеземного» в могольской живописи конца XVI — первой половины XVII в.