ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
VIII — первая половина VI вв. до н. э. в Анатолии ознаменованы расцве- том Фригийского и Лидийского царств. Среди оставленных ими памят- ников материальной культуры мы находим и те, что выполнены в русле локальных традиций (предметы мебели и ткани), и те, что отвечали экзо- тическим вкусам элиты, ориентированной на «восточные» образцы (ряд изделий из бронзы и слоновые кости). В настоящем докладе предлагает- ся рассмотреть художественные изделия, происходящие из Фригии и Ли- дии, в зеркале современных дискуссий об «ориентализирующем» периоде в истории Древнего мира. Термин «ориентализирующий [стиль]», изначально введенный для обо- значения группы изделий, содержащих «восточные» мотивы или создан- ных по импортированным образцам, впоследствии стал применяться для обозначения целого ряда явлений в древнегреческой культуре, искусстве и обществе (например, в работах В. Буркерта). В последние десятилетия этот термин, наряду с другими расхожими культурными категориями, под- вергается критике и пересмотру (см. например: Debating Orientalization: Multidisciplinary Approaches to Change in the Ancient Mediterranean / Ed. by C. Riva, N.C. Vella. London; Oakville, 2006; Gunter A.C. Greek Art and the Orient. New York, 2009; Assyria to Iberia: Art and Culture in the Iron Age / Ed. by J. Aruz, M. Seymour. New Haven; London, 2016; Martin S.R. The Art of Contact: Comparative Approaches to Greek and Phoenician Art. Philadelphia, 2017 и др.). Если изначально основным предметом исследования было искусство (греческое) эгейского ареала в VIII–VII вв. до н. э., то интерес современных исследователей все больше привлекают сложные систе- мы обмена между представителями элит в ареале всего Средиземномо- рья. Обыгрывая тему конференции, «ориентализирующая» материальная культура — это горизонт, простирающийся «от Ассирии до Иберии». Однако место и роль культур внутренних регионов Анатолии (в первую очередь — Фригии и Лидии) в этой системе пока остаются недостаточно освещенными. Чем отличаются культурные и художественные тенденции внутренних регионов Анатолии от Средиземноморья? Есть ли граница между, например, «ориентализирующим» искусством восточногреческих центров и анатолийских царств? В каких категориях мы можем осмыс- лить «ориентализирующие» вкусы фригийских и лидийских элит? Из ка- ких источников и через какие пути были «ориентализированы» внутрен- ние регионы Анатолии? В какой мере они были «ориентом» и ориентиром (т. е. источником новых форм, мотивов) для своих греческих и средизем- номорских соседей в указанный период?