ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Средневековье заимствовало античную музыкальную теорию, наиболее полно изложенную в трактате Боэция «О музыке» [1]. Для практической деятельности музыканта, в первую очередь певчего, данный текст был мало полезен. Понимание музыканта как профессионала, для которого следует создавать специальное, не философское, а практическое руководство, формировалось на протяжении всех Средних веков. Одной из сторон этого процесса, а именно рецепции текста Боэция в период развитого Средневековья, и посвящён этот доклад. Начиная с XIX в. и до наших дней основное внимание исследователей сосредоточено на терминологических проблемах и анализе ладовой организации (Hope, 1894, p. 81-97) [1]. В качестве источников исследования мы изучили тексты музыкально-теоретических трактатов с VII по XV вв., все они в разной мере компилятивны. Для данного исследования наибольший интерес представляют: • Musica Enchiriadis (Музыка) Псевдо-Хукбальда (Huglo, 1976, p. 183) [14], • Epistola Guidonis Aretini Michaeli monacho de ignoto cantu directa (Послание о незнакомом пении), Micrologus (Микролог) Гвидо Аретинского [2, 13], • De plana musica (О плавной музыке) Иоанна де Гарландии [2, 12], • Ars cantus mensurabilis (Техника мензуральной музыки) Франко Кёльнского [5], • De musica (О музыке) Иоанна де Грокейо [2]. В данных текстах использовались все разделы трактата Боэция, включая размышления о происхождении музыки, её сути и классификации. Ранние трактаты (от «Этимологий» Исидора Севильского до Musica enchiriadis Псевдо-Хукбальда) были построены на изложении отрывков «О музыке» с некоторыми дополнениями (без указания имени Боэция). Впервые ссылка на авторство появляется в XI в. у Гвидо Аретинского, причём сопровождённая комментарием: «Книга последнего годится только философам, но не певцам» [2] (Boetium in hoc non sequens, cuius liber non cantoribus, sed solis philosophis utilis est [2]). Последующие авторы музыкальных трактатов повсеместно используют текст Гвидо, однако этот укор не повторяют. Вследствие новшеств, введённых Гвидо в певческую практику, музыкальная теория значительно обогатилась. С этого момента резко увеличивается интенсивность музыкальной деятельности, так как она стала доступнее (как известно нам из «Послания…», первым метод опробовал Папа Римский Иоанн XIX), а музыкальная деятельность (Walter, Kaufman, Reisner, 1983). Профессионализацию мы наблюдаем и на примере появления феномена композиторства: это автографы Адемара Шабаннского, Леонина и Перотина (Grier, 2006). Все названные процессы привели к развитию и обоснованию теории мензуральной музыки Иоанном де Гарлдандией и Франко Кёльнским (Поспелова, 1992, с. 222-225). Накопление и усложнение практических занятий неминуемо требовало написания специальных, сугубо профессиональных текстов, далёких от философии и абстракции – синонимом чего и становится в это время античная теория музыки. В конце XIII в. у Иоанна де Грокейо вновь звучит обвинение в адрес Боэция: неверна сама классификация музыки, понимание предмета («Мы не понимаем такого деления… Никто не в состоянии теоретически рассуждать о таком пении иначе как по божественному вдохновению» [2]. Istam autem divisionem non intellegimus… Non enim potest aliquis de tali cantu experientiam habere nisi inspiratione divina [2]). На смену традиции цитирования приходят соображения «пользы». Музыкант-практик и музыкант-философ становятся разными людьми, и Боэций постепенно исчезает из музыкальных трактатов (В качестве яркого примера можно привести музыкальные трактаты Иоанна Тинкториса [4, 11]). Результатом этого процесса вскоре станет появление композиторов в современном понимании этого слова – людей, которые создают новую систему знаний о музыке, строя новую практику. Аниций Манлий Северин Боэций. Основы музыки // Подготовка текста, перевод с латинского и комментарий Лебедева С., 2012. Лебедев С., Поспелова Р. Musica latina: Хрестоматия. СПб., 2000. Поспелова Р.Л. Гарландия - Франко - Витри: три реформатора в мензуральной теории XIII - начала XIV веков // Laudamus. К 60-летию Ю.Н.Холопова. М., 1992. С. 222-229. Поспелова Р. Трактаты о музыке Иоанна Тинкториса. М., 2009. Franconis de Colonia Ars cantus mensurabilis, edd. G. Reaney et A. Gilles // Corpus scriptorum de musica 18. s.l.: American Institute of Musicology, 1974. Grier J. Musical world of a medieval monk. Cambridge, 2006. Hope R. C. Medieval Music: an historical sketch. L., 1894. Huglo M., Les instruments de musique chez Hucbald // Hommage a André Boutemy. Brussels, 1976. P. 178-196. Walter M. Vom Beginn der Musiktheorie und dem Ende der Musik: Über die Aktualität des Mittelalters in der Musikgeschichte // Acta Musicologica. 1998. No.70. S. 209-228. Walter S., Kaufman H., Reisner B. The social status of the professional musician from the Middle Ages to the 19th century. NY, 1983. De inventione et usu musicae: http://www.chmtl.indiana.edu/tml/15th/TININV_TEXT.html De plana musica: http://chmtl.indiana.edu/tml/13th/GARDEMP_TEXT.html Micrologus: http://www.chmtl.indiana.edu/tml/9th-11th/GUIMICR_TEXT.html Musica Enchiriadis: http://www.chmtl.indiana.edu/tml/9th-11th/MUSENCI_TEXT.html