ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В центре моего исследовательского интереса оказываются те изменения, которые происходят с «само собой разумеющимися» представлениями о научных концептах, в частности таких, как «объективность», которая оказывается историческим, а не вневременным объектом и эта историчность абстрактной научной категории прослеживается на материале конкретных научных практик создания артефактов. Историческая концепция объективности, которую предлагают современные исследователи Л.Дастон и П.Галисон, представляет собой историю не только создания, но и соответствующих определенному историческому периоду способов видения и прочитывания образов. Таким образом, вопрос ставится не относительно того, что есть объективность, но как объективность делается. Соответственно, с изменением представлений о практиках объективности изменяются и практики научной самости. Объективность оказывается не просто эпистемическим концептом или практикой, но «эпистемической добродетелью», которая предписывает определенные нормы и правила объективного видения. Это, в свою очередь, вскрывает определенный набор концептуальных и практических проблем современной эпистемологии и свидетельствует, по меньшей мере, о необходимости говорить об объективности и артефакте не как отдельных и даже противоположных, но как определяющих друг друга научных объектах. Обращение к наиболее ярким, на наш взгляд, работам исторической эпистемологии обусловлено стремлением продемонстрировать общий для современных исследований науки тренд видеть в науке не просто пространство теорий, а пространство артефактов, способных производить эффекты.