ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В этом докладе мы ставим целью подробно рассмотреть, когда появляется термин ваё: (和様) в японской историографии, что подразумевается под «японским стилем» в работах посвященных скульптуре Хэйан (794–1185 гг.), и как меняется это содержание со временем. Четыре века скульптуры эпохи Хэйан принято разделять на периоды Кōнин-Дзё:ган (794–894 гг.) и Фудзивара (условно 894–1185 гг.). Эти два периода очень отличаются в отношении стиля: образы Кōнин-Дзё:ган массивные, с глубоко прорезанными складками одежд, создающими почти драматический эффект, но постепенно эти формы сменяются более спокойными, мягкими, гармоничными. В 894 г. были приостановлены официальные дипломатические отношения с Китаем, где в это время была политическая нестабильность из-за восстаний. В результате влияние на Японию с континента ослабевает. Считается, что это стало одной из причин того, что японские мастера буддийской скульптуры обращаются за стилистическими образцами к статуям, созданным в Японии в эпоху Асука (552–645 гг.) и Нара (645–794 гг.), а затем и к созданию собственно «японского стиля» (ваё: 和様). Образы храма Бёдōин, автор которых — знаменитый скульптор Дзё:тё: (?–1057 г.), считаются классическим примером уже сформировавшегося японского стиля. Таким образом, вторую половину Хэйан, Фудзивара, характеризуют как «движение к японскому, национальному стилю», в отношении не только скульптуры, но и всего искусства в целом. С этим определением мы встретимся во всех классических монографиях о японской скульптуре японских, англоговорящих и русских исследователей При этом у японских авторов непосредственно фигурирует термин «японский стиль» (ваё: 和様). Стилистические границы буддийской скульптуры — очень сложный вопрос, ведь и в Китае (основном источнике форм и иконографий для всего дальневосточного региона) в одно и то же время существовали разные стили, в той или иной части страны были свои традиции. На наш взгляд, такие национально окрашенные, обобщающие определения как «японский стиль» требуют рефлексии, понимания того, кто, когда и зачем их использует, и насколько оправдано их использование в настоящее время.