![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Одно из самых содержательных понятий, относящихся к географическому пространству, было разработано около века назад В.И.Вернадским, который предложил рассматривать совокупность внешних оболочек Земли как биосферу – систему, продукт активности живых организмов. Судя по дневниковым записям и другой информации, ученый-энциклопедист в своем эмпирическом обобщении стремился синтезировать не только научные факты, но также свидетельства целостного восприятия людьми их природного и культурного окружения (в частности, им очень высоко оценивались картины Третьяковской галереи). Конструктивная роль живого вещества, организация пространства на суше растительным покровом, питающим полученной солнечной энергией живую и косную среду, наиболее ярко проявляется в лесу. И как бы погрузить зрителя в особую атмосферу жизни лесов – сосновых, еловых, березовых и дубовых, показать эффект создания ими замкнутых земных миров, лучше всего в отечественном и мировом пейзажном искусстве удалось И.И.Шишкину. Художник исключительно тонко чувствовал природу, подчас отражая особенности этих малых моделей биосферы, известные только специалистам. Так, в его картине «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» на переднем плане изображен текущий в жаркий летний день прозрачный ручей, который всем своим существованием обязан исключительно водосберегающему влиянию деревьев. С географической точки зрения, творчество И.И.Шишкина - вершина в реалистическом изображении локальных ячеек биосферы. Дальнейшее развитие этого направления в отечественной пейзажной живописи требовало генерализации и передачи сути жизни – движения. Следующий важный шаг был сделан А.А.Рыловым. Глядя на его «Зеленый шум», вслед за древними греками, невольно думаешь, что именно трепещущие ветви деревьев рождают ветер. По свидетельству М.В.Нестерова, «Прелесть картин Рылова крылась в их внутренней и внешней красоте, в их «музыкальности», в тихих, ласкающих, или стихийных, бурных переживаниях природы. Его таинственные леса с шумами лесных их обитателей дышат, живут особой, чарующей жизнью … все, все у Рылова в действии, все динамично». Другим путем пошел К.С.Петров-Водкин. Чтобы отразись глобальную природу земных явлений, художник изобрел оригинальную сферическую перспективу. Использование ее позволило решить сложнейшую задачу отображения на одном полотне всего цикла деятельности людей как неотъемлемой составляющей вековечного жизненного потока, текущего в пространстве земного шара (картина «Полдень»). В творчестве художников следующих поколений, в том, что касается темы биосферы, мы обнаруживаем преимущественно повторения и ощутимый недостаток новых изобразительных средств. Пейзажи культурных ландшафтов России, выполненные с пониманием (чаще всего интуитивным) закономерностей организации биосферы, отличаются тем, что размещая на них дома, поселения и другие рукотворные формы, художник как бы следует естественным структурам, и потому они воспринимаются как своего рода продолжение природы. Эта особенность четко прослеживается при сопоставлении с произведениями английской школы, где искусственные объекты, как правило, занимают доминирующее положение.