ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Вопросы прохождения ультрафиолетового излучения через земную атмосферу представляют в последние годы значительный интерес, поскольку экспериментальных исследований взаимодействия волн указанного излучения с молекулами воздуха и аэрозолями было выполнено сравнительно немного. Известно, что в УФ диапазоне спектра, особенно в его коротковолновой части (УФ-С диапазон) наблюдается явление слабого поглощения в туманах малой плотности и определяющим фактором становится рассеяние на частицах воды без существенного поглощения. С целью выявления общих закономерностей, особенностей распространения УФ-С излучения через атмосферу были проведены экспериментальные измерения в загородной местности, в приземных трассах и на территории Москвы. В качестве измерительной аппаратуры использовался монофотонный датчик УФ-С излучения «Скорпион». Источником эталонного излучения служила эксимерная лампа УФ-С диапазона спектра. Измерения проводились на дальностях от 0.2 км до 5.0 км. В загородной местности при наличии тумана даже при дальности в 10 раз выше минимальной дальности видимости уверенно регистрировался сигнал источника излучения, хотя и ослабленный в 50 раз по сравнению с квадратичным законом убывания. В загородной местности туманы чистые и состоят из водяных аэрозолей. Поглощение примесей не наблюдается, и имеются только процессы малоуглового многократного рассеяния. Структура изображения эксимерной лампы состоит из ядра - исходное излучение перерассеянное на малые углы и шлейфа из вторично перерассеянного от атмосферы излучения. Измерения на приземных трассах показали относительно малое влияние на распространение осадков в виде дождя и снега. Установлено, что для приземных трасс поглощение УФ-С излучения можно описывать показателем 0.2 км-1. Выявлено повышенное поглощение волн в приземном слое для промышленных трасс типа оживленной автотрассы, до 0.5 км-1. Данный эффект, скорее всего, объясняется приземными аэрозолями и химическими выхлопами автотранспорта. При проведении измерений на территории Москвы коэффициент ослабления составил 0,3-0,4 км-1.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Презентация | Prohozhdenie_UF5.pdf | 558,7 КБ | 6 декабря 2018 [apkalinin45] |