ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Турция, и в силу своего географического положения, и по причине этнической, религиозной, культурной гетерогенности населения, сегодня представляет особый интерес как для специалистов-востоковедов, так и для широкого круга людей, интересующихся мировыми политическими и социальными процессами. В контексте этих обсуждений в последнее время особую актуальность приобрела тема турецкого алевизма и алевитов Турции. При этом зачастую алевитов Турции ошибочно отождествляют с алавитами (нусайритами) Сирии. Это существенно искажает понятие турецкого алевизма. Алавиты (нусайриты) сконцентрированы преимущественно в Сирии и составляют около 12 % населения страны, однако небольшая община проживает на территории Турции и насчитывает примерно 350 тыс. человек. Они сосредоточены преимущественно на юге страны в таких местностях, как Хатай, Адана, Мерсин, и являются этническими арабами. Настоящий доклад основан на результатах полевых исследований, проведенных в г. Хаджибекташ и области Хатай, и стремится осветить региональные особенности общин алевитов и алавитов (нусайритов) Турции (при этом алавиты Сирии не рассматриваются). Внимание уделяется специфике обоих вероучений, отправлению культа и традиции социальной организации вышеуказанных общин. Приводится обобщение схожих элементов обоих вероучений, при этом акцент делается на отличительных чертах. Ключевые слова: алевиты, алавиты (нусайриты), ислам, шиизм, суфизм, Турция.