ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Уходят времена, когда над каждым произведением журналистского творчества трудился целый коллектив, когда любой медиапродукт от момента создания журналистом до момента публикации проверялся и дорабатывался поэтапно соответствующими редакционными службами и специалистами. Современные реалии функционирования медиаиндустрии далеко не всегда дают СМИ такую возможность. В условиях жесткой экономии времени и средств все задачи по созданию медиапродукта – разработка идеи, поиск темы, информации, комментариев, включая их запись на различные носители, написание текста, генерирование заголовочной части, монтаж визуального и звукового контента, верстка, публикация, распространение, оптимизация и прочие, включая проверку фактуры – зачастую ложатся на плечи одного человека, журналиста. Возрастает персональная ответственность за каждый участок работы. В то же время технический прогресс позволяет журналисту становиться универсальным специалистом, способным в одиночку представлять собой целое СМИ. С возникновением электронных СМИ появилась возможность изменять произведения журналистского творчества уже после их публикации. Не проиграв в скорости публикации, теперь можно повысить и ее качество, в том числе с точки зрения точности информации. Для этого необходимо освоить современные методы проверки фактов, в том числе с использованием новых технологий. С этой целью на факультете журналистики Московского государственного факультета журналистики имени М. В. Ломоносова разрабатываются методики обучения студентов фактчекингу. На основе текущего опыта ведущих российских СМИ нами разработана классификация фактических ошибок в медиатекстах, сформулированы современные методы проверки информации, которые были предъявлены в лекционных курсах и семинарских занятиях в рамках дисциплин «Работа журналиста в газете и журнале», «Основы подготовки текстов для газет и журналов», «Основы журналистики. Периодическая печать» и апробированы в ходе выпуска учебных СМИ. Студенты освоили методику четырехступенчатого фактчекинга: первичного – проверки информации в процессе создания текстов и подбора иллюстративного и справочного материала к ним, постфактчекинга – проверки информации в готовом произведении, перекрестного фактчекинга – проверки информации в текстах и иллюстративно-справочном материале коллег, а также чистового фактчекинга – проверки информации в уже сверстанных материалах. Такая технология позволяет студентам освоить компетенции проверки информации и исправлять фактические ошибки по отношению к событиям, фактам, документам, терминам, героям и организациям. Следует подчеркнуть, что обучающие технологии построены на использовании современных средств проверки: на смену редакционным библиотекам, справочным службам, словарным комнатам и шкафам со специальной литературой пришли электронные версии словарей, энциклопедий, справочников, атласов и СМИ; добавились электронные базы законодательства и различной отраслевой информации, официальные сайты органов власти, государственных, частных, общественных организаций и их страницы в социальных сетях, персональные сайты и страницы в социальных сетях ньюсмейкеров, а также множество альтернативных интернет-ресурсов, использование которых позволяет повысить не только степень точности, но и объективности информации, транслируемой журналистским текстом. Освоив методы фактчекинга, современный журналист может в любой момент проверить любой факт, всего лишь достав телефон из кармана. Чрезвычайно важно, чтобы данные компетенции были освоены студентами на ранних этапах формирования профессионального сознания.