ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Поэзия адиваси - сравнительно новое направление в поэзии хинди XXI века. Как и женская поэзия, и поэзия далитов поэзия адиваси начала развиваться после того, как ограниченные в своих правах племена получили возможность получить образование. Однако если говорить об адиваси в индийской литературе, то первое упоминание о них восходит к Пханишварнатху Рену и его деревенскому роману, благодаря которому в сферухудожественногоисследованиябылавовлеченажизньтехнародов,которыепрежде были вне круга писательских интересов. Объектом изображения стала жизнь адиваси, многочисленных племён, проживающих в различных регионах Индии [Чернышев, 1990, 58]. Жизнь малых народов адиваси, которая до Рену не рассматривалась в литературе хинди, нашла отражение в ряде произведений, таких как «Лесные цветы» («Jangal ke phuul») Раджендры Авастхи Тришита (1960), «Остров из зарослей дерева» («Sal vanon ka dvip») Гульшера Ахмад Хана (1968) и другие. Современные поэты-адиваси: Джасинта Керкетта, Грес Куджур, Анудж Лугун, Нирмала Путул, - находят корни своего творчества у писателей движения-прогрессивистов. В самих названиях их произведений спрятаны метасимволы, которые станут основой современного творчества самих поэтов-адиваси. И деревья, и зелёные острова, и лесные цветы станут для поэтики адиваси незаменимыми метафорами, отражающими жизнь лесных жителей Индии. Одно упоминание диковинного цветка в поэзии адиваси вызовет у индийского читателя ряд ассоциаций, связанных с жизнью индийских племён. Поэзии адиваси XXI века присуще патетичность и ораторская манера письма, вместе с тем она наполнена глубокой лиричностью [Pandey, 2016, 78]. Содержательной особенностью поэзии является социальный пафос, мотивы тяжёлой доли индийского народа, призыв к яростной борьбе против социального неравенства. В наше время многие адиваси-поэты придерживаются в своём творчестве левой теории, «манифестируя приверженность марксистским взглядам и нежелание участвовать в интеллектуальныхиграхаполитичногобуржуа»[Chaman,2017,28].Поэтыотмечаютнеобходимость искусства социального, политического, которое будет демонстрировать идеологию поэта не подспудно, а открыто. В связи с этой тенденцией в современной литературе поэзия хинди отличается приверженность к левой традиции, заложенной ещё Ниралой в начале XX века [Гаврюшина, 2008, 45]. Современным молодым поэтам не приходится создавать собственную метапоэтику, перелавливая враждебность и отторжение к левому дискурсу, они продолжают писать поэзию, основанную прогрессивистами в середине прошлого столетия, образуя свои собственные ассоциации, направленные на обличение пороков современного общества. Для поэта-адиваси Ануджа Лугуна, как и для многих остальных индийских поэтов, поэзия - это единственный путь служения пера для освобождения своего малого народа. Недаром поэтесса-адиваси Грес Куджур пишет: «Голодный город глотал деревни, / разорванный стрелами лука племён, / осталось мне только смотреть в пасть смерти.../ дайте ручке моей стать стрелой! / Тысячи жизней жилами стали, / стрелы в крови, изогнута сталь, / дайте мне жизнь, что когда-то забрали, / дайте ручке моей стать стрелой!//».