ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Изображения сарацин весьма часто встречаются в средневековой иконографии: мы можем видеть их в иллюминированных рукописях, на фресках и витражах и даже гобеленах. На этом фоне «портретов» пророка ислама — Мухаммада – чрезвычайно мало. Это тем более удивительно, если иметь в виду существование чрезвычайно богатой в Средние века нарративной традиции — текстов и трактатов, посвященных духовному вождю мусульман. Хронисты, литераторы, теологи — все писали о пророке. Естественно, возникает вопрос: почему же не реагировали художники? Не менее любопытен вопрос о том, как именно изображали пророка ислама средневековые мастера. Если мы можем выделить достаточно устойчивые иконографические элементы, характерные для визуального дискурса сарацин (черная кожа, тюрбан, геральдические знаки и пр.) и говорить об их клишированных изображениях, то с образом Мухаммада не связано никаких визуальных стереотипов, как и стабильных иконографических моделей. Напротив, «портреты» пророка в средневековом искусстве, сколь бы немного их ни было, в высшей степени разнообразны и изменчивы. Как представляется, выявить подобные принципы возможно, если мы будем отталкиваться от соответствующих канонов изображения сакральных персонажей —Иисуса Христа, святых и т.д.. Как известно, в средневековой иконографии изображения Спасителя и святых подчиняются жестким канонам, контролируемым Церковью: сакральным фигурам присущи вполне определенные иконографические атрибуты, эти персонажи визуально статичны и легко узнаваемы. На этом фоне отсутствие связанных с изображением Мухаммада визуальных стереотипов следует интерпретировать как весьма значимый факт. Изменчивость — это, пожалуй, ключевое понятие в интерпретации визуального образа пророка ислама. Примечательно, что отсутствие четких принципов визуализации пророка ислама давало больший, чем при изображении сакральных персонажей, простор для творчества средневековых художников, и это обстоятельство также объясняет разнообразие иконографических типов Мухаммада. Обобщая, можно сказать, что строгого иконографического типа пророка ислама в искусстве не существовало, — скорее художники, исходя из общих культурных смыслов, стремились к тому чтобы отказаться от единого типа, стереотипа. В этом они разделяли присущую Средневековью идею того, что изменчивость и разнообразие суть отрицательные явления. Потому образ пророка ислама в средневековой иконографии постоянно изменяется, подобно тому как демоны принимают самые разные виды (2-Коринф. 11:13-15).