![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Смех/плач как оппозиционное соотношение двух противоположных начал в удмуртской фольклористике специально не исследовалось. Достаточно полно этнографами, фольклористами, этномузыковедами описаны «смеховые» обряды (календарные и свадебные) с музыкально-песенным сопровождением. Однако если жанры удмуртского музыкально-песенного фольклора, исполняющиеся в смеховой ситуации, сопровождающиеся ритуальным смехом, буквально лежат на поверхности, то песенные формы плача, на первый взгляд, отсутствуют в жанровой системе. Вместе с тем, изучение удмуртской песенной культуры в контексте пермской музыкальной традиции позволило выявить формы причитаний, не фиксируемые ранее в удмуртской музыкальной фольклористике. Анализ исполнительского контекста, звукоидеала и отражающей его народной терминологии позволил выйти на более высокий уровень обобщения и признать в удмуртской песенной традиции черты «плачевой культуры», что, в свою очередь, сближает ее с песенными этническими традициями Европейского Севера.