ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В современном кино представлен широкий спектр способов выражения скорби и печали в связи с утратой близких людей в разных культурах. В большинстве случаев эти эпизоды отражают традиционные поведенческие стереотипы и эмоциональные проявления, характерные для данных ситуаций и сопровождающиеся соответствующей кинесикой (плач, слезы, жесты сочувствия и поддержки). Однако существует тенденция, связанная с появлением новых похоронных ритуалов и с переосмыслением традиционного отношения к смерти, когда обращение с телом умершего и ритуал погребения приобретают не свойственный для существующей европейской традиции каранавально-игровой характер. В докладе разобраны варианты подобной карнавализации похорон и обращения с мертвым телом на примере фильма «Капитан Фантастик» (реж. Мэтт Росс, 2016), а также в ряде других кинофильмов («Сны Акиры Куросавы», реж. Акира Куросава, Исиро Хонда, 1990; «Черная кошка, белый кот», реж. Эмир Кустурица, 1998; «Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны», реж. Владимир Фокин, 2007; и др.). Представлена интерпретация этих киноэпизодов и сопутствующих им эмоциональных реакций и кинетических комплексов, в архаических традициях не противопоставленных друг другу (скорбь и плач vs радость и смех), но находящихся во взаимодействии. Проанализированы необычные для европейской традиции ритуалы похорон (например, развеивание праха) и связанные с ними кинетические коды прощания и скорби («Мосты округа Мэдисон», реж. Клинт Иствуд, 1995; «Большой Лебовски», реж. Джоэл Коэн, Итан Коэн, 1998; «Бонневиль», реж. Кристофер Н. Роули, 2007; «Возмездие», реж. Мартин Кэмпбелл, 2010; и др.), которые обозначают современные направления развития культуры эмоционального и невербального общения с умершими и новые границы эмоциональности как культурного феномена. * Доклад подготовлен в рамках проекта Российского научного фонда №18-18-00082.