ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Автор акцентирует внимание на восприятии апологетами II века античного искусства, в котором они видели один из главных источников языческого культа. Наиболее резкой критике они подвергли изобразительные и зрелищные искус-ства, менее резкой – словесные. Например, ранние апологеты усматривали в античной скульптуре, прежде всего, идолов, ложных богов, демонов. Они выступили против аморальных, с их точки зрения, зрелищных искусств, для которых характерными чер-тами были предельный натурализм, грубый эротизм и эстетизация насилия. Основная претензия ранних христианских писателей к ораторам и риторам состояла в том, что их интересовала не столько истина, сколько коммерческий успех. Античная поэзия также вызывала у них чувство отвращения, поскольку в ней воспевались языческие боги и «гнусные» мифологические сюжеты. Поэты, как и художники, были обвинены апологе-тами в связях с демонами и литературном воровстве у иудейских пророков. В целом можно резюмировать, что раннехристианская апологетика даёт нам первый образец «воинствующей философии культуры и искусства». Вместе с тем апологеты высказали важные для истории эстетики положения, в частности, о самой фигуре художника и эмоционально-психологической компоненте зрелищных искусств. Ключевые слова: христианство, христианские апологеты, античность, эстетика, античное искусство.