ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Развитие авиационной техники привело к созданию летательных аппаратов способных развивать скорости, намного превышающие скорость звука как в космическом пространстве, так и в земной атмосфере. Таким высокоско- ростным ЛА, как и любым другим аппаратам, необходимы каналы радиосвязи с пунктами управления на Земле или радиосвязи с другими ЛА. Условия работы радиотехнических бортовых систем высокоскоростных ЛА отличатся от работы обычных ЛА в силу особенностей эксплуатации бортовых антенн канала радиосвязи – при движении в атмосфере на скоростях, много превышающих скорость звука (в 5 раз и более), в окрестности ЛА возникают радиофизические явления, препятствующие нормальной работе бортовых антенн. Это такие явления как ударная волна, скачкообразное изменение давления, плотности и температуры набегающего на ЛА воздушного потока, образование плазменной оболочки вокруг корпуса ЛА. Значения температуры поверхности высокоскоростного ЛА могут превышать несколько тысяч градусов. Такие тяжелые условия налагают на бортовые системы радиосвязи жесткие условия – внедрение теплозащиты бортовых антенн, выбор нагревостойких и радиопрозрачных материалов с подходящими параметрами. Одновременно антенна должна удовлетворять требованиям масса - габаритных параметров и радиолокационным требованиям. В качестве материалов теплозащиты наиболее часто используют диэлектрики из группы оксидов (например, на основе SiO2, Al2O3, BeO и т.д.) или компози- ционные материалы, имеющие сложный химический состав. В статье рассмо- трено влияние высоких температур на основные характеристики диэлектриков - диэлектрическую проницаемость e и тангенс угла диэлектрических потерь tgδ. Гораздо более существенное влияние на характеристики антенной системы, а значить и на эффективность бортовых систем радиосвязи может оказать наличие пленки расплава теплозащиты (по своим электрическим свойствам расплав диэлектрика близок к проводникам). Этот важный аспект представлен в статье в виде оценок влияния пленки расплава теплозащитных материалов на мощность полезного сигнала.