ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В докладе рассматривается подход Симпликия к проблеме согласования платоновской и аристотелевской трактовок времени.Платон определял время как "движущийся соответственно числу вечный образ вечности" (Тим.,37d6-7), а Аристотель - как "число движения относительно 'прежде' и 'после'"(Физ.IV,11,219b2). По мнению Симпликия, Аристотель «лучше всех уразумел представление Платона о времени» (К Физ.717, 28–29). Этот тезис Симпликий обосновывал следующим образом. «Движущийся соответственно числу вечный образ» (Тим. 37d6–7) есть не что иное, как время, которое существует соответственно числу, созерцаемому сообразно порядку движения, а этот порядок задается отношением «прежде» и «после». Так что если платоновское словосочетание «соответственно числу» равнозначно словосочетанию «соответственно порядку», то «оно не выражает ничего иного, кроме как «относительно «прежде» и «после»» (718, 4–5). Таким образом, Аристотель в собственном определении времени «дал более ясное толкование» (718, 2) того, что предполагалось в платоновском определении.