ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В секционном докладе указывается, что первое десятилетие двадцать первого века ознаменовалось повсеместным проникновением мультимедийных ресурсов и технологий во все сферы нашей жизни, включая науку и образование. Это неудивительно, поскольку наглядная интерактивная демонстрация является продуктивным методическим подходом для ознакомления с памятниками исторического и художественного наследия, экспонатами закрытых фондов, физическими явлениями и химическими реакциями, биологическими объектами, ландшафтами, гипотетическими реконструкциями и мемориальными событиями. Демонстрация аудиовизуальных ресурсов позитивно влияет на восприятие научных докладов и существенно увеличивает информативность презентационных материалов. Использование видеозаписей лабораторной практики при создании образовательных пособий может оказаться продуктивным подходом для улучшения качества дистанционного образования и разрешить ряд биоэтических проблем, связанных с острыми экспериментами. Видеоархивы полных лекционных курсов, конференций, лекториев и семинаров могут быть использованы учащимися очной и заочной форм обучения для подготовки к предстоящим лекциям и экзаменам, а также для ознакомления с содержанием курсов, не входящих в учебный план. Подобные материалы оказываются полезными не только для учащихся, но и для лекторов, совершенствующих свое искусство преподавания на примере мастеров. Однако эволюционный путь внедрения мультимедийных технологий в практику часто определялся не стратегическими, а тактическими задачами, продиктованными сиюминутной коммерческой или административной выгодой. В результате большинство современных разработчиков технологий и создателей медиаресурсов утратило преемственность ориентиров стратегического развития в направлении совершенствования научно-образовательного сервиса. Учёные и преподаватели стали стихийно использовать в своей работе технологии и методические приемы, изначально ориентированные на применение в бизнесе и в сфере развлечений. Многие из них морально устарели, негативно сказываются на восприятии и сохранении информации или не входят в категорию «здоровье-сберегающих». Многооконные (полиэкранные) интерфейсы большинства современных ресурсов дистанционного образования способствуют рассеиванию внимания и бесплодной растрате учебного времени. Биологическая грамотность позволяет отойти от общепринятых стандартов и предложить более физиологичный однооконный интерфейс мультимедийных образовательных ресурсов, способствующий сосредоточению внимания в процессе обучения. Таким образом, биологические знания могут помогать совершенствованию мультимедийных технологий и определять оптимальные пути их эволюции. Этот пример иллюстрирует актуальность интегративной биологии – нового научного направления, основоположником которого был проф. М.В.Гусев. Наглядные материалы нового поколения, разработанные лабораторией мультимедийных технологий, отличают 9 основных особенностей: 1) Быстрое и надежное восприятие графической информации и текста: все компоненты индивидуально адаптируются к специфике образовательных ресурсов. 2) Эффективная демонстрация: пауза воспроизведения, масштабирование и панорамирование позволяют в нужный момент привлечь внимание аудитории к деталям. 3) Нелинейная система навигации: удобное меню с анимированными кнопками и текстовыми комментариями даёт возможность выбирать материалы для демонстрации в произвольной последовательности. 4) Линейная система навигации: смысловые метки перехода внутри индивидуальных медиа-ресурсов позволяют быстро и точно переместиться к началу нужного фрагмента (эпизода). 5) Отключаемые субтитры: превращают наглядные пособия в образовательные ресурсы с функциями контроля усвоения материала. 6) Многоязычная поддержка: альтернативные субтитры и звуковые дорожки расширяют географию использования медиа-ресурсов. 7) Универсальная совместимость с программными и аппаратными средствами: все современные компьютеры, медиаплееры, проекторы и мониторы поддерживают воспроизведение DVD и DivX. 8) Защита авторских и смежных прав: индивидуальные медиа-ресурсы интегрированы в единую структуру, ограничивающую возможности качественного копирования материала. 9) Лёгкая обновляемость: инновационная методика создания образовательных медиа-ресурсов позволяет быстро редактировать и дополнять существующие наглядные пособия, обеспечивая им актуальность и сертифицированную авторами достоверность.