ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В секционном докладе указывается, что содержание и форма представления образовательного ресурса должны соответствовать его дидактическим функциям. Теоретически, технологии создания и распространения образовательной информации целесообразно адаптировать к преподнесению, контролю, закреплению, повторению, обобщению и систематизации разнородных сведений. Первичное преподнесение следует организовать с учётом ограниченной ёмкости оперативной памяти человека, повышения низкой пропускной способности сенсорных каналов посредством специального дизайна информационной среды, специфики обработки и интеграции новых дискретных данных с предшествующими целостными представлениями. Ресурсы, адаптированные для контроля, закрепления и повторения, должны поддерживать интерактивный обмен данными в реальном времени, чтобы обеспечивать оперативную доступность основной и факультативной информации с учетом индивидуальной траектории обучения. Обобщение и систематизация требуют условий, стимулирующих творческий поиск и эргономичную фиксацию его результатов, поддерживающих эмоциональную и интеллектуальную напряженность, реализующих обмен знаниями и формирование образовательного континуума в компетентном коллективе. В ХХ веке общедоступные информационные ресурсы компоновались из акустической и визуальной информации, которая в специальных тренажёрах и игровых симуляторах дополнялась моторной и координатно-временной составляющими. Попытки использовать запаховую форму представления информации начались в 2002 г. и возобновились только через 8 лет. Можно ожидать, что использование вкусовой и тактильной информации для трансляции знаний в ближайшие годы станет реальностью. Формирование и передача информации человеку состоит из ряда процессов, скорость которых определяется техническими характеристиками используемого инструментария. Согласно кинетическим законам, суммарная скорость составного процесса определяется самой медленной (лимитирующей) стадией. Эволюция технологий приводит к ароморфозам свойств информационного пространства и вызывает смену лимитирующих стадий процесса преобразования первичных данных в человеческие знания. После очередного ароморфического усовершенствования технологий в свете сложившихся реалий следует пересматривать как сиюминутную тактику, так и долговременную стратегию создания и адаптации образовательных ресурсов к дидактическим функциям.