ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В 2016 году было открыто для пассажиров движение электропоездов «Ласточка» по маршруту Московского центрального кольца (МЦК), частично интегрированного с метрополитеном. МЦК включает в себя 31 станцию и имеет протяженность 54 км. Практически по всему пути электропоезд идет по поверхности земли, лишь в одном месте, под площадью Гагарина, уходя в тоннель длиной около 900 м. Таким образом, проезжая по новой дороге, мы имеем возможность наблюдать городские территории на достаточно большом протяжении и в небольшом отдалении от центра, где городскими властями уделяется наибольшее внимание сохранению объектов культурного наследия. В 1919 ̶1920 годах планируется возведение непреодолимого ограждения линии. В настоящее время еще существует возможность довольно неплохого обзора окружающих территорий из окна электропоезда почти на всем протяжении дороги. Маршрут МЦК окружает Садовое кольцо на расстоянии от 2,5 до 9 км. На западе, юго-западе и юго-востоке вплотную он проходит вдоль трассы Третьего транспортного кольца. Собственно, сама дорога представляет собой объект культурного наследия. Она была построена как Московская окружная железная дорога в 1908 году по приказу Императора Николая II; проект дороги создал инженер Пётр Рашевский. Пассажирские и грузовые перевозки по ней осуществлялись до 1934 года; затем остались только грузовые и технические перевозки. Для подготовки к новому вводу пассажирских перевозок в 2012 ̶ 2016 годах дорога была реконструирована. В настоящее время сохранилось 14 старых станций стиля русского модерна, построенных архитекторами А.Н. Померанцевым и Н.В. Марковниковым. Не все они находятся на линии современной дороги, но их можно увидеть, следуя по маршруту МЦК. Кое-где сохранились и старые высотные отметки. Во время строительства граница города во многом совпадала с линией построенной дороги, на северо-западе довольно заметно выходя за его границу, а на юго-востоке чуть внедряясь внутрь города. В настоящее время город ушёл далеко за пределы старой дороги. Там, где были сельские, лесные территории и поля, теперь находятся жилые кварталы. Столица, стремительно развиваясь и постоянно увеличивая численность своего населения, строит все новые и новые многоэтажные дома. Застройка с каждым годом становится все более плотной. Несмотря на то, что памятники архитектуры формально охраняются, сохранения культурного ландшафта фактически не происходит, так как территории окружения памятников застраиваются и они оказываются зажатыми в «колодце» среди многоэтажных зданий. В территориальных конфликтах между застройщиками и организациями-обладателями памятников, как правило, побеждает застройщик. В то же время для сохранения культурных ландшафтов весьма важно сохранять не одно только здание памятника, но и среду и вид вокруг него. В настоящее время из памятников культурного наследия окружающий ландшафт более или менее сохранился лишь у Новодевичьего монастыря благодаря тому, что он расположен на берегу Москвы-реки в районе Лужников, где сохранились открытые пространства. Однако совсем близко от него, всего через одну излучину Москвы-реки, находятся чуждые традиционной московской архитектуре здания Делового Центра, где в начале нашего века по идее архитектора Б.И. Тхора выстроены самые высокие башни Москвы-Сити высотой до 374 метров (башня Федерация – самый высокий небоскреб Европы), т.е. по масштабам вполне сравнимые с природными низкогорьями. Проект строительства башни Россия высотой 612 м англичанина Н. Фостера, сравнимый уже со среднегорьем, к счастью, был отменен по финансовым причинам. Здания этого современного Вавилона продолжают возводиться и в настоящее время с отступлением от первоначального проекта, более естественно вписывавшегося в структуру города. На месте башен ранее располагались Дорогомиловские каменоломни добычи известняка («Камушки»), от которых еще сохранилось несколько зданий, которым грозит снос. Недалеко было Дорогомиловское кладбище, уничтоженное в советское время. Маршрут МЦК пролегает также по обширным территориям промышленной застройки (особенно Южный округ), которые в настоящее время уже не функционируют. Они планируются под реконструкцию (ЗИЛ – территория 275 га), где будут несколько цехов завода и закрытый жилой комплекс. На протяжении дороги много ТЭЦ с дымящими трубами; есть и другие промышленные сооружения. Частично МЦК проходит по природным и парковым территориям (Сокольники, Измайловский парк, Лосиный остров, Ботанический сад, Нескучный сад и др.). Эти территории также окружаются новостройками, хотя во многом сохраняют еще свою природно-ландшафтную структуру и являются посещаемыми рекреационными объектами. Благодаря функционированию МЦК они стали более доступны для жителей других районов Москвы. Культурные ландшафты, расположенные по линии МЦК, имеют большую историческую ценность для города. В целях их сохранения важно не допустить нарушения их структуры и ограничить высотное строительство.