ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Работ, посвященных изучению влияния эмоционального состояния на восприятие и пе- реживание времени не так много (Droit-Volet, Meck, 2007; Droit-Volet, 2013; Lui, Penney, Schirmer, 2011). Во многом они восходят к фундаментальной для психологии проблеме взаимодействия аффекта и интеллекта. Данные исследования связаны с изучением роли эмоциональных процессов в протекании когнитивных, а также с изучением «обратного» влияния, в связи с чем можно рассмотреть проблему влияния эмоциональных процес- сов на когнитивные, как влияние эмоций на переживание времени. Наше исследование посвящено изучению влияния актуального эмоционального состояния (смоделированно- го в эксперименте) на переживание времени в норме и при при депрессиях юношеского возраста. Представляет интерес изучить, будут ли положительные и отрицательные эмо- ции, смоделированные «здесь и сейчас», эмоции настоящего момента, изменять характер переживания времени как в норме, так и при расстройствах аффективного спектра. Спе- цифика экспериментальной модели заключалась в том, что у участников исследования формировался определенный эмоциональный фон (положительный - на примере пере- живания ситуации успеха, отрицательный - неудачи), после чего изучались особенности переживания времени (в аспекте особенностей актуализации событий жизни на временной оси линии жизни). Для формирования ситуаций успеха и неуспеха участники выполняли модифицированные методики на уровень притязания, после чего экспериментатор исполь- зовал прием ложного сообщения результатов, завышая их (ситуация успеха) или занижая (ситуация неуспеха). В качестве методик на уровень притязания использовались модифи- цированные методики Кубики Кооса и Счет по Крепелину (Гаранян Н.Г., 1986). После формирования эмоционального состояния исследовались особенности переживания вре- мени, для чего использовалась модификация методики «Life-line» (Кроник, А. А., 1993). В исследовании на добровольной основе приняло участие 54 человека. Из них группу нормы составили 35 человек (средний возраст 20,4) клиническую группу 19 человек (средний возраст 21,05). Все участники клинической группы страдали расстрой- ствами депрессивного спектра, исследование проводилось в первые дни после поступления в начале медикаментозного лечения. В данном исследовании депрессивные расстройства рассматриваются как естественное, а не смоделированное в эксперименте, негативное эмоциональное состояние. Проводилась статистическая обработка данных по критерию Манна-Уитни, при кото- рой осуществлялось сравнение результатов клинической группы и группы нормы. В ходе исследования были получены следующие статистически значимые (p<0,05) результаты. В группе нормы экспериментально смоделированное эмоциональное воздействие ведет к актуализации большего количества событий, чем в случае его отсутствия. Положитель- ное эмоциональное состояние, смоделированное в эксперименте, ведет к актуализации пре- имущественно положительных событий жизни, отрицательное эмоциональное состояние - отрицательных. Данные результаты указывают на то, что актуальное состояние эмоционально-потреб- ностной сферы может определять характер актуализации событий на линии жизни, то есть люди воссоздают события прошлого, исходя из своего нынешнего состояния. Общее же увеличение количества актуализируемых событий при эмоциональном воздействии можно объяснить общей активацией организма, которая происходит при эмоциональном воздей- ствии, что может вести к увеличению интенсивности когнитивных процессов, в частности к увеличению продуцируемых событий на линии жизни. При депрессиях юношеского возраста было показано, что нет статистически значимых различий по общему количеству актуализированных событий, а также, как положитель- ных, так и отрицательных событий между подгруппой, в которой формировалось эмоци- ональное состояние и подгруппой без него. Значит, экспериментальное моделирование эмоционального состояния не ведет к увели- чению актуализируемых событий, как положительных, так и отрицательных при депрес- сии юношеского возраста. Эмоциональные нарушения при депрессии выражены, прежде всего, в преобладании двух видов аффектов: дисфорического и апатического (Смулевич А.Б., 2001). Преобладание негативного аффекта, как ведущего, может распространяться актуализацию событий оси жизни. Преобладающий негативный аффект не дает смоде- лированному в эксперименте положительному эмоциональному состоянию влиять на пе- реживание времени, вследствие чего не происходит увеличения положительных событий на линии жизни, как этот было показано на группе нормы. Данные результаты указыва- ют и на особую важность работы с негативным аффективным состоянием при психотера- пии данных расстройств, так как основываясь на результатах, представляется возможным предположить, что за счет преобладания негативного аффекта, вызванного заболеванием, будет наблюдаться сниженная восприимчивость к событиям внешнего мира, в том чис- ле эмоционально окрашенным. Данное предположение является интересной перспективой продолжения исследования.