ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Изучение межличностных отношений в школьном коллективе является актуальной психологической проблемой. Средства массовой информации, учителя и родители часто просят психологов определить условия успешного и безопасного взаимодействия в школьном коллективе. Одной из главных проблем подростков является возможность расширения «пространства бытия» посредством поиска новых стратегий поведения, сравнения себя с другими через их достижения и успехи. Таким образом, особенно важным в социальной психологии становится рассмотрение процесса взаимодействия в классном коллективе, что заставляет детально изучить следующие понятия: «успех», «социометрический статус»подростка в школьномклассе,«отношение к успеху и/или неудаче «Другого»(под «Другим» понимается одноклассник)», установить наличие или отсутствие взаимосвязи этих понятий друг с другом, проанализировать межличностные отношения подростков в классном коллективе, так как ведущей деятельностью в этом возрасте является общение со сверстниками (одноклассниками). По результатам статистического анализа можно сформулировать следующие выводы: 1) отношение к успеху и/или неудаче сверстника отличается у подростков с разным социометрическим статусом в группе сверстников; 2) преобладающий стиль совладающего поведения (продуктивный, социальный, непродуктивный) различается у подростков с высоким, средним и низким социометрическим статусом; 3) не было выявлено прямой взаимосвязи между типами отношения к успеху и/или неудаче одноклассника и разными стилями совладающего поведения. В работе были описаны профили типичных представителей разных статусов со всеми стилями совладающего поведения, а также была отражена специфика позитивного и негативного отношения к успеху и/или неудаче сверстника и преобладающего стиля совладающего поведения в соответствии с разными социометрическими статусами. Итак, полученные результаты помогли проанализировать эффективность и целесообразность поступков и реакций в сложных жизненных ситуациях, оценить собственное отношение к чужому успеху и/или неудаче и соотнести их с представлениями о себе.