ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В социальной психологии принято рассматривать статус как положение субъекта в системе межличностных или общественных отношений, который включает в себя два понятия: "социальный статус" и "социометрический". Социальный статус отражает положение, которое занимает человек в социальной системе общества, а социометрический статус определяет положение личности в системе межличностных отношений, являясь результатом социометрического опроса, определяющийся числом выборов, которые получает каждый член группы по результатам ответов по социометрии. Человек может жить только в симбиозе, став частью окружающей среды, которая представляет собой сложноустроенное общество, где люди объединены в многочисленные, разнообразные, довольно устойчивые соединения, называемые группами. Такая детская группа как школьный класс занимает особое место в жизни ребёнка, становясь для него на протяжении более чем десяти лет одним из основных институтов социализации. Именно поэтому без умения объективно оценить статус ученика в системе коллективных взаимоотношений сложно найти индивидуальный подход к ребёнку в классе и помочь ему выйти из сложной ситуации. Из ряда работ отечественных и зарубежных авторов следует, что подростковый возраст является противоречивым и критическим этапом развития личности. От развития коммуникативной сферы в этом возрасте зависит будущая социализация подростка и интеграция его в современном обществе. Однако не стоит забывать про важность статуса ребёнка в коллективе в возрасте 14-15ти лет.Именно поэтому для изучения уровня общительности, самоконтроля, удовлетворённости отношениями с одноклассниками и учителями в школе в зависимости от высокого или низкого социального статуса были выдвинуты следующие 3 гипотезы: 1) существует взаимозависимость между социально-психологическим статусом и показателями самоконтроля в общении у подростков, 2) существует взаимозависимость между социально-психологическим статусом и уровнем общительности у подростков, 3) существует взаимозависимость между социально-психологическим статусом и восприятием своего положения в классе у подростков. В данной работе общительность рассматривается как черта характера, выражающая потребность и способность личности к общению с другими людьми, установлению с ними взаимопонимания. А самоконтроль в общении понимается как способность человека управлять эмоциями, речью при общении с другими людьми. В результате проведения исследования был изучен феномен социально-психологического статуса и особенности его проявления в подростковом возрасте, а также было проведено эмпирическое исследование подростков с низким и высоким социально-психологическим статусом, то есть, был выполнен сравнительный анализ социально-психологических особенностей. Поставленная цель исследования была достигнута: был проведён сравнительный анализ социально-психологических особенностей подростков c высоким и низким социально-психологическим статусом. По результатам исследования можно сделать вывод о том, что все 3 гипотезы полностью подтвердилась. Это означает, что 1) существует взаимозависимость между социально-психологическим статусом и показателями самоконтроля в общении у подростков; 2) существует взаимозависимость между социально-психологическим статусом и уровнем общительности у подростков; 3) существует взаимозависимость между социально-психологическим статусом и восприятием своего положения в классе у подростков.