![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Поскольку проблема обоснования свободы полагается Кантом в качестве главной цели всей трансцендентальной философии, то присутствие этой темы мы обнаруживаем во всех наиболее значимых произведениях философа. Рассмотрение структуры дедукции позволяет обнаружить, что различные произведения выполняют собственную функцию в обосновании идеи трансцендентальной и практической свободы и практического разума в целом. Существует два вида причинности: естественная и через свободу. Причинность через необходимость всегда связана со временем, находится во временном ряду, потому, собственно, и является необходимой. Причинность через свободу базируется на идее спонтанности, которая способна самостоятельно начинать ряд событий. Это и есть сущность трансцендентальной идеи свободы. Схематично выражаясь, свобода есть спонтанность. На этой трансцендентальной идее строится идея практической свободы. Практическая свобода есть, прежде всего, независимость от принуждения чувственности. И хотя влияния чувственности для человека невозможно полностью избежать, тем не менее, человек самостоятельно способен определять свои действия. Моральный закон определяет закон для причинности. Это означает, что реальность трансцендентальной свободы проявляется (эксплицируется) именно через моральный закон: коль скоро моральный закон существует и действует (и эти реальные поступки мы наблюдаем), следовательно, «позади него» стоит трансцендентальная свобода, которая является причинностью всех этих поступков, совершаемых под непосредственным влиянием морального императива. Итак, эта взаимообусловленная дедукция, с одной стороны, является способом ограничения притязаний разума – как теоретического, так и практического. Ибо практический разум должен быть удержан в самомнении быть единственно определяющим основанием воли. С другой стороны, взаимообусловленная дедукция пытается решить сложнейшую реальную проблему как логической, так и – особенно – трансцендентальной дедукции предельно общих понятий (универсалий). Вообще, Кант подчеркивал в «Основоположении к метафизике нравов», что обе дедукции (теоретическая и практическая) необходимо связаны и взаимодополнительны, поскольку имеют дело с одним разумом, взятом в разных его применениях.