ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Соотношение говорения и понимания и складывающиеся коммуникативные взаимоотношения между субъектом речи и его адресатом ставят перед теоретической лингвистикой проблему восприятия речи прежде всего как ее понимание. К проблеме понимания одним из первых в отечественной лингвистике обратился А.М.Пешковский (статья 1923 г.). Мысль Р.Якобсона о том, что «сфера нашей декодирующей деятельности шире нашей кодирующей способности», охватывает два аспекта изучения речи человека – онто- и филогенетический.Приоритет когнитивного развития ребенка над вербальным является для онтолингвистики аксиомой. Если речь идет о довербальном ребенке, то знаком понимания сказанного взрослым является его ответное действие, адекватное сказанному, которое в диалоге "взрослый-ребенок", естественном для младенческого возраста, имеет статус "второй реплики". Теоретическая лингвистика многим высказываниям придает статус действия (перформативные высказывания), но и ответному действию довербального ребенка логично придать статус высказывания.В докладе представлены реальные коммуникативные ситуации, полученные путем выборки из результатов лонгитюдных наблюдений за довербальным ребенком, и предложена их классификация.На основании изучения материалов диалогов "взрослый-довербальный (или слабовербальный)ребенок" можно составить словарь понимания, который является «пассивным» только с точки зрения общей лингвистики. Что касается онтолингвистики, то этот словарь «реплик-действий» позволяет очертить границы понимаемого ребенком мира.