ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В начале XX в. бразильцы вновь обратились к понятию антропофагия, переосмыслили его и стали метафорично использовать для описания процесса культурной ассимиляции. 1928 г. засвидетельствовал появление на свет «Антропофагического манифеста» поэта Освальда де Андраде, в котором символическое поглощение и трансформация европейских моделей рассматривались в качестве необходимых условий для культурной независимости и создания бразильского искусства. В данном случае понятие антропофагии приобретает иную трактовку, раздвигая тем самым границы своего научного использования: переходит из сферы наук о человеке в гуманитарное поле. Художники-конкретисты в середине века время от времени вспоминали о принципе антропофагии, однако наибольшее развитие он получил в 1970-ых г. Метафора культурного каннибализма изменила восприятие истории исключительно в линейной хронологии и предложила синхронию как дополнительный исторический метод. В основе антропофагического подхода к созданию и интерпретации искусства лежат процессы трансформации, апроприации, обмена идеями и культурными нормами. В современном мире граница между нацией и культурой также постепенно размывается, и художественные произведения все сложнее и сложнее трактовать исходя из их национального происхождения. В то время как последние несколько месяцев все громче звучат голоса тех, кто выступает против культурной апроприации. Таким образом, размывание этой границы оспаривается. Движение Антропофагия побудило бразильских художников политизировать свои практики – лейтмотивами их работ стали низвержение исторического, политического, экономического и культурного доминирования и, как следствие, провозглашение мультикультурного наследия бразильского искусства. Гибридность бразильского искусства ярко отражена в творчестве Элио Ойтисика, в особенности, в одной, как говорил художник, из самых каннибалистических работ «Тропикалия». Незадолго до этого возникает одноименное движение, которое стремится разрешить дихотомию между определениями Бразилии как «параллельной вселенной» и как периферии Американской империи. Ойтисика не разрешает противоречие, но совмещает два элемента: «Тропикалия» - попытка поместить типичный образ Бразилии в современный контекст авангардного и национального искусств. Художественная траектория Бразилии в 1970-ые г. колебалась не только между европейским/ американским и бразильским канонами. Размышления художников коснулись и роли культуры африканского континента в формировании бразильской идентичности. С XVI по XIX вв. в Бразилию были завезены как рабы сотни тысяч представителей племени йоруба, которые вместе с собой привезли новую культуру и религию. Афро-бразильский художник Местре Диди создает свои произведения на стыке культурных кодов двух континентов, каждый раз подчеркивая, что коллективное бессознательное Бразилии формировалось не без влияния африканской диаспоры. Ассимиляция афро-бразильского искусства в современном международном художественном контексте– не что иное, как еще одно доказательство существования и применения антропофагического подхода. В докладе будет подробно рассмотрено, как расширение границ понятийного аппарата бразильского искусства повлияло на траекторию и динамику развития художественных практик в 1970-80-ые г., а также на формирование идентичности бразильского искусства.