ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Ценность в экономике - синоним понятия «потребительная стоимость », то есть значимость, полезность предмета для потребителя. В начале XIX в. - категория «полезность» получила научное обоснование экономистом А-Ж. Дюпюи. Во второй половине XIX в.- категория «полезность» получила дальнейшее научное обоснование У. С. Джевонса. В конце XIX в. третий этап сформирован экономистом А. Маршаллом. Его подход синтезирует воззрения Дюпюи, Джевонса и Бентама (последний поддерживал версию Джевонса). Он обосновал совместимость ключевых категорий теории потребительского выбора: «полезность», «цена», «спрос». В работах экономистов различных школ начала XX века тер¬мин «стоимость» («ценность») срастался с понятием равновесной цены (Хикс в содружестве с Маршал¬лом, Вальрасом и Парето, с Викселлем и, наконец, с Кейнсом). Начало XX в. характеризуется формированием поведенческой экономической теории (Дж. Винер) Экономист Р. Хайнер, разделяет идеи соотечественника Г. Саймона. Сегодня происходит формирование интегрированного исследовательского подхода, сочетающего экономические воззрения основных представителей неоклассической и поведенческой научных школ. В социальном смысле экономических ценностей, можно считать перспективным расширение понятия потребительной стоимости за счет признания и социального смысла экономических ценностей. Это обусловлено изменением социокультурных и экономических характеристик современного мира.