![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Как элемент стиха и одна из его характеристик, рифма часто изменяется вместе по мере развитиея форм стихосложения. В начале 19-ого века, русская поэзия впитывает в себя нужные черты из народной и иностранной литературы. Как пишет М. Л. Гаспаров в книге «Очерк истории русского стиха», стремление к новизне и к своеобразию являются важнейшей чертой русской поэзии начала 19-ого века. “Предпочтение индивидуального чувства ... (давало) цель для обогащения запаса стиховых форм ... отказ от исключительного культа античных образцов и признание эстетического равноправия художественного опыта всех культур ... давало средства для обогащения запаса стиховых форм.” В то же время многие поэты, включая Пушкина, Жуковского, Лермонтова, Тютчева и др., делали разнообразные попытки для улучшения и реформы русской рифмовки. Пушкин с Жуковским ставили эксперимент с использованием сплошных мужских рифм, и в последствии эти формы рифмовки развивались под влиянием Лермонтова. Подобные попытки способствовали развитию рифмовки и русской литературы. Вместе с предшественником Пушкиным и другими поэтами его поколения, Лермонтов участвовал в экспериментах развития русской стихотворной рифмы и русской поэзии. Самолов пишет в монографии «Книга о русской рифме», что “рифма для Лермонтова так же важна, как и для Пушкина.” Лермонтов внёс выдающийся вклад в рифмовку русской поэзии. Первый этап творчества Лермонтова представляет собой его юношеский период. Именно в этот период молодой поэт делал попытки лексического расширения и обогащения рифмы в русской поэзии: например, он начал использовать 4-стопный или 5-стопный ямб со сплошными мужскими рифмами - «Силуэт» (1831) и «Как дух отчаянья и зла» (1831), чего не было у Пушкина. В стихотворении «Силуэт» он пищет “Есть у меня твой силуэт,/ Мне мил его печальный цвет;/ Висит он на груди моей/ И мрачен он, как сердце в ней.” В данном докладе главно анализируются его стихотворения со сплошными мужскими рифмами. У Ломоносова существует только одно стихотворение со сплошными мужскими рифмами - «Вечернем размышлении при случае великого северного сияния» (1743). Большинство поэтов первой четверти 19-ого века не было такой рифмовки. Ямб господствует в ранних стихотворениях Лермонтова и он широко использует сплошные мужские рифмы в 4-стопном и 5-стопном ямбе в своём юношеском периоде: с 1829-ого по 1832 год, он в 79 лирических стихотворениях употребил сплошные мужские рифмы, среди которых существует только два стихотворения с анапестическими рифмами - «Стансы» (1830-1831) и «Баллада (С немецкого)» (1832). Он пишет, “Мне любить до могилы творцом суждено,/ Но по воле того же творца ...” В первом стихотворении Лермонтов полностью использовал парные и перекрестные рифмы со сплошными рифмами, а во втором он чередовал аннапест с 1-стопным ямб. Кроме их, все его стихотворения со сплошными мужскими рифмами написаны ямбом. Английская литература оказала сильное влияние на использование сплошных мужских рифм в русской литературе: по мнению Жирмунского, английские баллады особенно воздействуют на трехдольные размеры со сплошными мужскими рифмами. Жуковский осуществил попытку использования сплошных мужских рифм раньше, чем Лермонтов. Он сначала писал баллады («Мщение», «Рыбак») в форме трехсложников и разностопников с такими рифмами, и потом обратился к ямбу. Что касается ямба, как и Жуковский под влиянием Байрона, Лермонтов использовал сплошные мужские рифмы, в которых выражаются новый и романтический характер стиха благодаря тому, как писал Плетнев, что в них возникает “особенная твердость и естественность” из “отрывистого и сильного языка” мужского стиха. В книге «Рифма, ее история и теория» Жирмунский пишет, “... независимо от размера поэты-романтики, представители напевного, музыкального стиля в лирике, охотно пользуются сплошными окончаниями как прием ритмической монотонии.” В русле тенденции к распространению 4-стопного ямба, он в своем творчестве опирался в основном на сплошные мужские рифмы с 4-стопным и 5-стопным ямбом. Ещё в 1829 году, он попробовал в стихотворении «Портреты» 4-стопный ямб со внутренними сплошными мужскими рифмами (один - сын, ток - листок). Через год, он в стихотворении «1831-го июня 11 дня» развил этот опыт (зло - могло, его - оттого) в использовании 5-стопного ямба со сплошными мужскими рифмами. В том же году в стихотворении «Наполеон (дума)» он использовал 5-стопный ямб со сплошными мужскими рифмами (там - волнам креста - мечта). Сплошные мужские рифмы сохраняются в его более позднем творчестве: «Завещание» (1840) и «Мцыри» (1839). Кроме того, что Лермонтов наследовал традиции Пушкина, Жуковского, Байрона и других предшественников, придает классический романтический характер русской поэзии и вводит в нее черты русской народной литературы, он также в свой ранний период начал изыскивать новые формы рифм в русской поэзии.