ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В курсе древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» занимает особенное место. Ведь это самый таинственный памятник, в котором все под вопросом: и время создания, и автор, и история открытия. По этой причине о памятнике написаны сотни научных и публицистических статей, книги и энциклопедия, которые по своему объему многократно превышают текст самого «Слова». А рабочая программа курса включает лекцию, семинарское занятие, контрольную работу и заучивание отрывков. Кроме того, некоторые студенты могут выбрать спецвопрос при подготовке к экзамену, который затрагивает наиболее спорные аспекты изучения этого памятника. За долгие годы чтения курса я поняла, что наиболее выигрышным является выбор определенного жанра, и лекцию о «Слове о полку Игореве» я читаю в жанре «детектива» с нарушением отдельных его стандартов. А вот семинарское занятие проводится в соответствии с требованиями исторической поэтики, когда на передний план выносится одна из проблем - в первую очередь, это композиция. Для поддержки предлагается лишь одна статья, написанная известным историком и славистом В.Ф. Ржигой еще в первой половине 1930-х годов. После него о композиции «Слова» писали многократно, в частности, в энциклопедии автором этой статьи является Д.С. Лихачев. Но я предпочитаю в учебных целях предлагать студентам знакомство со статьей Ржиги: она прекрасно структурирована. В числе индивидуальных заданий традиционно предлагается интерпретация первой части книги Олжаса Сулейменова «Аз и я», которая посвящена комментированию так называемых «темных» мест в «Слове о полку Игореве».