![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
К последней четверти XIX века спиритизм уже развивался в Великобритании в течение нескольких десятилетий как в форме религии, так и в форме научных изысканий. Параллельно с этим происходило становление современного жанра фэнтези. К моменту написания романа «Послание мертвеца» (1894) Флоренс Мэрриет уже была известным автором популярных романов, а также книги об общении с медиумами и загробном мире «Смерти нет» (1891). В рассматриваемом нами романе завязкой сюжета служит смерть главного героя, профессора Олдуина, после которой он попадает в параллельный (загробный) мир, о котором при жизни он ничего не знал. Именно загробный мир становится «вторичной» реальностью: Мэрриет описывает особенности хронотопа, иерархии и способов общения призраков. У Олдуина есть ангел-хранитель, волшебный помощник, от которого читатель узнает все подробности посмертного существования. Главный герой не похож на обычного изначально нейтрального персонажа фэнтези – в первой же главе он вызывает отвращение у читателей своими действиями в отношении своей семьи. Однако именно это позволяет Ф. Мэрриет поставить его в загробном мире на самую низшую ступень развития духа, и впоследствии, показать, как он встаёт на путь очищения, чтобы продвинуться в загробной иерархии духов. В романе показаны оба плана реальности: и обычный мир, и посмертный. Последний не зависит от действий призраков и не имеет изъянов. Однако у героя всё равно есть собственное задание, квест: он должен обеспечить благополучие своих детей с помощью воздействия на их мысли. Нехарактерной для жанра является концовка, повествование заканчивается тогда, когда путь к очищению Олдуина только начинается. Таким образом, роман «Послание мертвеца» содержит элементы, которые впоследствии станут характерными для жанра фэнтези. Впоследствии сходный сюжет и описания загробного мира как «вторичной» реальности возникают в романе Р. Мэтисона «Куда приводят мечты» (1978) и в романе Б. Вербера «Империя ангелов» (2000).