ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Озон (О3) является одним из сильнейших окислителей и относится к веществам первого класса опасности [1]. Проблемы аномально высоких уровней приземного озона и их предсказания актуальны для России, в частности, для Московского региона [2]. Анализ сезонно-суточного режима приземного озона и его предшественников в Московском регионе и его сравнение с режимом и особенностями на станциях, расположенных в схожих физико-географических условиях в других странах является важной задачей для развития, адаптации и верификации зарубежных химических транспортных моделей в России. Настоящая работа посвящена рассмотрению некоторых особенностей сезонно-суточного режима приземного озона и его предшественников в Москве и в Берлине. Для проведения расчетов использовались данные автоматического непрерывного мониторинга за два года 2017-2018 гг. на станциях сети мониторинга в Москве и в Берлине. По полученным данным были рассчитаны суточный ход концентраций озона и диоксида азота для июля, октября, апреля и января а так же сезонный ход для обеих станций. В результате анализа проведенных расчетов были выявлены: схожесть черт суточного хода исследуемых веществ в Москве и в Берлине за исключением средней разности в концентрациях (станция в Москве распологается около магистрали); ярко выраженная для суточного хода обратная корреляционная зависимость концентраций O3 и NO2; сезонные различия в суточном ходе (2 максимума концентраций в холодном сезоне и один в теплом), характерные для обеих столиц, которые можно обьяснить вертикальным перемешиванием в нижних слоях атмосферы летом и весной; "расятнутость" послеполуденного максимума концентраций озона в теплый сезон в Берлине по сравнению с Москвой; была подтверждена зависимость аномальных концентраций приземного озона от метеорологических условий на примере жаркого и сухого лета 2018 года в Берлине. Также выявлены весенние максимумы и зимние минимумы сезонного хода концентраций озона на обеих станциях, летние минимумы и зимние максимумы сезонного хода диоксида азота, которые обьясняются колебанием интенсивности вертикального перемешивания в нижних слоях атмосферы. Результаты работы могут быть использованы для оценки и верификации результатов расчетов химических транспортных моделей.