ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Рынок нефтяного попутного газа образовался в результате приватизации нефтяной и газовой промышленности в 1990-х годах. С самого начала образования рынка НПГ государство сохранило за собой функцию установления цены НПГ. В течение длительного времени она определялась государством путем согласования уровня цены между поставщиками и потребителями НПГ. При этом государство устанавливало единую цену НПГ для всех рыночных площадок (вначале их было 10), постепенно повышая цену НПГ. Однако отсутствие ясного для обеих сторон рынка алгоритма определения регулируемой цены, а также игнорирование неоднородности качества НПГ по рыночным площадкам создало в конце XX века острый конфликт между сторонами рынка НПГ, причем обе стороны рынка требовали от государственных регулирующих органов принятия мер по изменению цены НПГ. Нефтяные компании - поставщики НПГ на рынок требовали повысить цену НПГ, а переработчики настаивали на снижении этой цены. Чтобы найти компромисс между сторонами рынка, государство вынуждено было начать реформу рынка НПГ. На первом этапе реформы было решено ограничиться использованием двух ценообразующих принципов. Во-первых, минимизировать риск банкротства многочисленных предприятий, перерабатывающих НПГ, и предприятий химической промышленности, использующих продукты переработки НПГ в качестве сырья. Во-вторых, учесть, что цена НПГ с бóльшим содержанием высших углеводородов (СУГ) должна быть выше цены НПГ с меньшим содержанием СУГ. На основании этих принципов был разработан (Чернавский 2002), (Чернавский и др. 2002) алгоритм для определения максимальной цены НПГ, выше которой переработка НПГ становится убыточной. Эта цена получила название цены самоокупаемости переработки (СП). Рассчитанные по этому алгоритму цены НПГ (Чернавский и др. 2002) были введены в действие Минэкономразвития в виде ценовой шкалы, в которой цена НПГ зависела от содержания в НПГ высших углеводородов. Введенная в качестве нормативной шкала регулируемых цен НПГ действовала в период 2002-2009 годов. Чтобы пользоваться введенной шкалой цен, необходимо измерять концентрацию высших углеводородов в НПГ. В 2002 г. Минэнерго ввело новый стандарт для решения этой задачи. Цена СП, определяемая по шкале цен, учитывала качество поставляемого на рынок НПГ, но не учитывала издержки его производства нефтяными компаниями, поэтому было ясно, что за первым этапом реформы рынка НПГ должен следовать второй этап. На втором этапе в механизме ценообразования следовало учесть не только интересы покупателя, но и производителя НПГ. Учет интересов обеих сторон рынка отвечает интересам общества, поэтому возникла задача – определить общественно оптимальные цены НПГ. В общем виде задача определения общественно оптимальной цены на рынке НПГ была решена в работе (Чернавский, Эйсмонт 2005). Было показано, что при эгоистическом (некооперативном) поведении участников рынка общество, отстаивая свои интересы, будет вынуждено на втором этапе реформы сохранить ценовое регулирование рынка НПГ. При этом назначение цены СП будет заменено назначением общественно оптимальной цены (ООЦ) НПГ на каждой рыночной площадке рынка НПГ. В той же работе было показано, что, если участники рынка будут придерживаться кооперативного экономического поведения, рынок НПГ (при накоплении опыта взаимодействия продавцов и покупателей НПГ) может быть либерализован с сохранением за государством функции мониторинга цен на рынке. При существенном отклонении фактических рыночных цен от расчетных ООЦ государству следует, согласно указанной работе, отказаться от либерализации рынка НПГ, вернувшись к его регулированию. В 2009 г. решением Правительства рынок НПГ был либерализован. Однако, как было сказано выше, и при такой организации рынка НПГ задача определения ООЦ НПГ является базовой задачей реформы НПГ. Хотя алгоритм определения ООЦ в указанном исследовании разработан, расчетов по определению ООЦ, как и приемлемость полученных данных, ранее не было проведено, что делает тему данного исследования актуальной.