ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Пациенты с эпилепсией вынуждены хронически применять антиэпилептические препараты (АЭП). Ранее нами было показано увеличение эффективности препарата карбамазепина (КБЗ), включенного в наночастицы PLGA (КБЗ-НЧ) в 30 раз, по сравнению со свободной формой (КБЗ). Хроническое применение КБЗ может оказать влияние на поведение. Для КБЗ показаны нормотимические эффекты, а также снижение двигательной активности и тревожности. Изменение поведения при хроническом приеме КБЗ-НЧ в данном исследовании изучили впервые. Эксперимент проводили на крысах Wistar. Животным из 5 групп (n = 60) в течение 28 дней в хвостовую вену вводили следующие препараты: 1) КБЗ: карбамазепин (раствор в 10% Poloxamer 188) 30 мг/кг; 2) КБЗ-НЧ: КБЗ, включенный наночастицы PLGA (суспензия в 1% Poloxamer 188) 1 мг/кг; 3) ненагруженные наночастицы PLGA (плацебо) в 1% Poloxamer 188. Животные в контрольных группах получали физраствор или 10% Poloxamer 188. Поведение исследовали в тестах «открытое поле» (ОП), «приподнятый крестообразный лабиринт» (ПКЛ) и «Лабиринт Барнс». Животные в группах, получавших плацебо, раствор Poloxamer 188 и физраствор, не отличались от контроля ни по одному из исследованных параметров. В тестах ОП и ПКЛ в группе КБЗ отличий от контроля выявлено не было. Крысы из группы КБЗ-НЧ в тесте ОП показали увеличение двигательной и исследовательской активности, а также снижение тревожности животных. В тесте ПКЛ эта же группа показала увеличение времени нахождения в светлых рукавах лабиринта, что также свидетельствует о снижении тревожности. В тесте «Лабиринт Барнс» животные из группы КБЗ-НЧ в процессе обучения дольше оставались на поверхности лабиринта, что связано с их пониженной тревожностью. Однако, он и совершали меньше ошибок в финальном тестировании. Животные из группы КБЗ в процессе обучения не отличались от контроля, однако, в финальном тестировании больше времени тратили на поиск убежища.Таким образом, мы показали, что КБЗ снижает обучаемость животных, в то время как КБЗ-НЧ не только повышает обучаемость, но и снижает тревожность, а также увеличивает двигательную и исследовательскую активность. Вероятно, такие эффекты связаны со способностью наночастиц изменять биораспределение препаратов в головном мозге.