ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Проблема феноменологичности педагогической науки состоит в том, что она рассматривает преимущественно педагогические феномены, педагогические явления. Эти явления довольно тщательно анализируются, подвергаются феноменологической классификации и феноменологическому обобщению, но при этом вопрос о том, что именно изменится в данном педагогическом феномене, если осуществить то или иное действие, не ставится. И поэтому, как следствие, наука оказывается неспособной дать практике что-то иное, кроме необусловленных инструкций -- описания действий или последовательностей действий безотносительно к условиям, к той или иной педагогической ситуации. Феноменология -- это значимая часть, база любой науки с одной стороны, и вполне закономерный этап развития любой науки -- с другой. Этап феноменологии заканчивается (и это нормально) феноменологическим кризисом, который порождает переход науки на новый этап -- эмпирический, в котором внимание сосредотачивается не на феноменах, а на действиях и связанных с ними изменениях. Содержанием науки становится воспроизводимый опыт, выражаемый в виде утверждений по схеме "условие-действие-результат" (в таких-то условиях такое-то действие производит такой-то результат). При этом кардинально перестраивается вся система представлений науки, терминологический и понятийный аппарат, средства и стиль исследования, методология, и т.д. Кризис налицо, конкретное направление его разрешения и средства -- просматриваются весьма туманно. В этом, по существу, и состоит проблема.