ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В российском недропользовании минерально-сырьевая база (МСБ) разделена на две взаимосвязанные части – запасы и прогнозные ресурсы (ПР). В настоящее время разведка (категории АВС1) и предварительная оценка (категория С2) запасов по закону «О недрах» являются исключительным правом лицензионной инвестиционной деятельности бизнеса. Оценка ПР (категории Р1–Р3) производится в основном за счет средств федерального бюджета на геологическое изучение по воспроизводству МСБ. В силу такого разделения прогнозные ресурсы приобрели роль «движущей силы» развития отечественной минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых (ТПИ). Вместе с тем, планирование зачастую необоснованного исходными геологическими данными количества приращиваемых ПР ориентирует производителей работ на выполнение «валовых» показателей по локализации ПР, тогда как основным должно быть «качество» (инвестиционная привлекательность) минерально-сырьевой базы. Необходимо исходить из того, что в рыночных условиях прогнозные ресурсы являются товаром, производимым геологической службой. Поскольку прогнозные ресурсы оказывают сильное влияние на формирование МСБ, требуется легитимизация статуса ПР, их законодательное закрепление на федеральном уровне, которое позволило бы перейти от локальных актов и документов, носящих рекомендательный и необязательный к исполнению характер. Давно назрела необходимость разработать четкий свод правил и критериев учета ПР, актуальный в текущих временных реалиях. Важным аспектом принятия единых государственных методических требований к экспертизе ПР также является обеспечение преемственности знаний между поколениями специалистов геологической отрасли, что особенно актуально и остро проявляется в отношении молодых специалистов, не обладающих достаточным опытом и компетенцией, включая выпускников профильных ВУЗов, где нет соответствующих программ подготовки. Создание и ведение официального кадастра апробированных ПР, утвержденного на государственном уровне, своего рода аналога Государственного баланса запасов, сопровождающегося четкой пространственной привязкой и содержащего отчетную и ретроспективную информацию по объектам, позволило бы сформировать единый массив информации для возможности проведения расширенной аналитики и существенно повысить достоверность и инвестиционную привлекательность ПР. Следует отметить, что работы в данном направлении ведутся в рамках ФГИС «АСЛН» – раздел «Прогнозные ресурсы». Возникающие риски отсутствия дальнейшей легитимизации оценки и учета ПР в условиях стоящих перед государством задач (в том числе и в рамках развития цифровой экономики РФ, Указ Президента РФ № 203 от 09.05.2017 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы»), следующие: – снижение надежности оценок ресурсного потенциала территории РФ и невозможность их сопоставления, вследствие различных методик, используемых при апробации ПР; – утрата преемственности информации о проводимых работах на территории; – снижение эффективности государственных затрат на изучение недр; – снижение вероятности обнаружения новых перспективных объектов; – рост множественных разнотипных ошибок оценки ПР; – снижение качества товаров и услуг, произведенных государством, несмотря на использование современных цифровых технологий; – снижение степени информированности, ухудшение доступности государственных услуг для заинтересованных лиц.