ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Волгоградская область находится на юге России, в ее состав входит Палласовский район, который граничит с Казахстаном. До 18 века превалирующим, кочевым населением этого района были казахи, с конца XVIII, по приглашению Екатерины II, территории заселяются немцами - гернгутерами. В начале XX века по национальному и религиозному составу Палласовский район был представлен немцами (гернгутеры), русскими (православие), казахами (мусульмане). В ходе политики советской власти и, особенно, депортаций проведенных Сталиным, национальный и религиозный состав населения изменился: немецкое население сокращается, увеличивается казахская община, появляются крупные поселения чеченцев и татар. На современном этапе 45% составляют казахи, 45% - русские, 10% - немцы, чеченцы, татары и 55 других национальностей. Сложна и религиозная ситуация: существуют православная община, лютеранская и отдельные мусульманские – казахская, чеченская и татарская, организация Свидетели Иеговы, пятидесятники и др. Межконфессиональные и межнациональные конфликты, как показало исследование, происходят не между представителями ислама и христианства, а между мусульманами - казахами и чеченцами. В марте – мае 2013 года нами было проведено исследование, посвященное межрелигиозным отношениям в Палласовском районе, которое позволила объяснить проблему внутрирелигиозных конфликтов. Подобная ситуация объясняется несколькими факторами: (а) спецификой регионализации ислама; (б) историческими особенностями появления и развития общин в этих районах; (в) смешением национальной и религиозной идентичности. Специфичная национальная и религиозная ситуация, несомненно, влияет на введение в регионе предмета «Основы религиозных культур и светской этики», включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу (4-я четверть 4-го класса и 1-я четверть 5-го класса средней общеобразовательной школы) в качестве федерального образовательного компонента. В ходе социологического исследования, было выявлено, что в большинстве школ района (независимо от национального и религиозного состава) был выбран предмет несвязанный не с одной религиозной системой «Основы светской этики». Особенность заключается в том, что это выбор, с одной стороны, поддерживался (иногда даже навязывался) органами государственной власти, а с другой, общественные вопросы показывают, что это и выбор населения. Исследование показало, что система религиозного образования в общинах не развита, а религиозная социализация смешена с национальной и формируют не конфессиональную, а этническую идентичность. Это приводит к тому, что межнациональное напряжение воспринимается как религиозное. В докладе нами будут продемонстрированы и другие результаты, проведенного исследования.