ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Из литераторов полтораста лет назад не одного Уитмена интриговала фотография - свежеизобретенная технология с претензиями на статус нового искусства, крайне спорными, поскольку речь ведь шла об относительно дешевой и почти общедоступной технике воспроизводства образов. Фотохудожники упорно доказывали, что и у фотографа есть свой арсенал художественных средств и художнических приемов, потом явится Беньямин и переведет дискуссию в другую плоскость, заявив что, подчиняясь логикам технической воспроизводимости, искусство в целом перешло в иной режим функционирования, предполагает другой тип воспитания чувств и экспертизы. Устремления мысли в эту сторону намечались и раньше. О.У. Холмс – эссе 1859 «Стереоскоп и стереограф»: «четкая различимость незначительных деталей на фото доносит до нас случайные истины, делая их более интересными, чем центральный предмет изображения… то, что художник не стал бы изображать или изобразил бы без особого тщания, фотография передает с бесконечной бережностью, и таким образом делает иллюзию совершенной. What is the picture of a drum without the marks on its head where the beating of the sticks has darkened the parchment?» Что есть изображение барабана без темных следов-отметин, оставшихся на коже, на барабанном пергаменте от ударов палочек? – Ответ, разумеется: изображение барабана, имеющее смысл в некоторой сюжетно-ситуативной рамке. Рефокусирвока взгляда и внимания на малозаметных следах-потертостях меняет восприятие объекта, - мы видим следы человеческой деятельности, присутствия, даже ощущаем пронзительно, что Барт опишет как пунктум, аффективный укол. В условиях наводнения культуры зримыми и тиражируемыми образами, литературная изобразительность если не теряет смысл, то меняет характер, все более важную роль начинает играть не изображение зримого, а передача переживания зримости, субъективного опыта, который транслируется за счет динамического, коннотативного, эвокативного потенциала высказывания. Эта по-новому акцентируемая эстетическая функция текста опирается на активный стилистический, языковой эксперимент.