ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Понятие «школа» является более узким по отношению к «направлению», то есть возникновение «школы» свидетельствует уже о некоторой кристаллизации выводов и наличии общепринятой в среде ученых научной традиции. Понятие «научной школы» характеризуется, прежде всего, единством предмета исследований, методологии исследований, теоретических выводов и практических рекомендаций у некоторого количества ученых, причем совершенно необязательно связанных между собой коллегиальными отношениями. Предметом организационно-производственной школы была организация крестьянского хозяйства как на микроуровне – здесь разворачивалась концепция семейно-трудового крестьянского хозяйства; так и на макроуровне – в этой области исследовались проблемы размещения, районирования. Теория кооперации была основным связующим звеном, которое позволяло «вырастить» интересы отдельного крестьянского хозяйства и объединить их с интересами экономического района и всего государства, дать мелкому хозяйству преимущества крупного, не нарушая его эволюционной структуры и хозяйственно-этической сущности. Двойственность предмета обусловила особенности методологии. Метод пространственно-временных сопоставлений требовал эволюционной глубины и хозяйственной конкретики, что достигалось безупречным знанием реальности и широким использованием статистики. Дедуктивный метод выстраивал логически стройную общетеоретическую систему внутренней организации крестьянского хозяйства на языке алгебры и графических построений. В результате возникло уникальное научное направление, соединявшее в себе сильные стороны и индуктивного и дедуктивного методов: конкретику и жизненность эмпирии с убедительностью общей теории.