ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Исследование символизации (формирования эквивалентных отношений между знаком и референтом sign-referent) у животных вносит вклад в понимание биологических предпосылок возникновения языка. Истинно эквивалентные отношения обладают свойствами симметричности, рефлексивности и транзитивности. Нами показано, что серые вороны, обученные обобщенному правилу выбора по сходству с образцом, способны путем транзитивного заключения установить эквивалентность цифр от 1 до 8 и соответствующих чисел, а также оперировать цифрами. Для изучения механизмов формирования свойства симметричности в следующих трех экспериментах обучали ворон выбору по условному соответствию образцу: если образцом было изображение буквы «S», птицу подкрепляли за выбор изображения двух фигур одной формы одинакового размера, а если «V», то за выбор фигур разного размера. Во всех трех экспериментах после завершения обучения с базовым набором стимулов для выбора вороны успешно выполняли эту же задачу с новыми стимулами, различающимися как по знакомому признаку (размеру), так и по новому (форме). Это свидетельствует о том, что референтами знаков «S» и «V» стали понятия «сходство» и «различие». В первом эксперименте участвовала ворона, ранее обученная обобщенному правилу выбора по сходству с образцом. Она справилась с тестом на понимание симметричности отношений, в котором образец и стимулы для выбора поменяли местами. Этот результат теста мог быть обусловлен либо предшествующим опытом этой птицы (обучением обобщенному правилу выбора по сходству с образцом), который можно рассматривать как демонстрацию симметричности и рефлексивности, либо типом референта (понятия). В двух других экспериментах участвовали вороны без экспериментального опыта. Во втором эксперименте первый тест на понимание симметричности отношений провели после обучения с первой парой стимулов для выбора, и птицы с ним не справились. Второй тест провели после завершения обучения с оставшимися пятью парами стимулов, и с ним справилась одна из двух ворон. С проведенным позже, после тестов на перенос, третьим тестом на симметричность справились обе вороны. Этот результат вероятнее всего был обусловлен типом референта (понятия), но на него также мог повлиять опыт, полученный воронами в ходе двух предшествующих тестов на симметричность. Для того чтобы выяснить, могут ли вороны без такого опыта справиться с тестом на понимание симметричности, в третьем эксперименте провели только один такой тест (после завершения обучения и тестов на перенос). Ворона справилась с этим тестом, что свидетельствует о ключевой роли типа референта (понятия) для формирования истинно эквивалентных отношений. Исследование поддержано РФФИ (проект №16-04-01169) и НИР Нейробиологические основы поведения животных АААА-А16-116021660055-1.