ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Выбор методологии измерения результативности гендерной политики и оценки ее эффективности основан на определении целевых показателей – индексов. В международной практике индексы гендерного неравенства делятся на два класса – количественные и качественные [Demetriades, 2007]. Основная существующая проблема на уровне институционального проектирования гендерной политики заключается в пересечении данных показателей и отсутствии возможности получить однозначные выводы об эффективности проведенных мероприятий по решению проблем гендерного неравенства. Однако данная проблема характерна не только для гендерной политики, но и для всей социальной сферы, где наиболее частым способом оценки результативности политики являются сводные индексы. Сводные индексы имеют ряд преимуществ [Foa R., Tanner J.C., 2012]: 1. позволяют обобщать комплексные и многомерные данные, упрощают их представление. Что дает возможность для сопоставления страновых характеристик, приводит к интуитивному пониманию смысла тех или иных показателей; 2. имеют более простую обобщенную интерпретацию по сравнению с анализом отдельных статистических показателей. Данное преимущество используется аналитиками для описания динамики развития сектора или отрасли в целом; 3. являются наиболее актуальными благодаря стандартному набору ключевых показателей. Отслеживать изменение фиксированного числа переменных – более простая и менее затратная задача при условии большого числа наблюдений; 4. представляют собой наиболее прозрачную базу для временных и страновых сопоставлений, на основе чего можно получить данные о большом кластере изменений. Однако достоверность и показательность сводных индексов зависит от их дизайна, выбора переменных, отражающих ту или иную сферу социальной жизни. Социальные изменения, чаще всего, имеют качественный характер, поэтому для выявления характера изменений необходим отбор переменных, косвенно отражающих эти изменения. Эта проблема решается методом введения прокси-переменных, от выбора которых зависит итоговый индекс. Для целей гендерной политики наиболее информативными индексами являются Индекс политических прав женщин (WOPOL), Индекс экономических прав женщин (WECON) и Индекс социальных прав женщин (WOSOC) [CIRI Human Rights Data Project, 2014]. Эти ежегодные показатели отражают наличие и гарантированное исполнение международно признанных прав женщин, на основе чего могут быть получены выводы о проблемных в отношении гендерного равенства институтах, а также последствиях их функционирования. Данные индексы представляют собой пример наиболее корректного выбора показателей, отражающих причинно-следственные связи между институциональной средой на разных уровнях. Таким образом, дизайн и методология составления индексов существенным образом определяет цели и задачи социальной (в том числе и гендерной) политики, а также методы их реализации. Этот факт необходимо учитывать на этапе постановки цели на начальном этапе институционального проектирования, а также при дальнейшей оценке эффективности реализованных мер. Литература 1. CIRI Human Rights Data Project, 2014, <http://www.humanrightsdata.com/>. 2. Demetriades J. Gender Indicators: What, Why and How? 2007, <http://www.oecd.org/dac/gender-development/43041409.pdf>. 3. Foa R., Tanner J.C. Methodology of the Indices of Social Development, 2012, < http://www.indsocdev.org/resources/Methodology%20of%20the%20Social%20Development%20Indices_%20jan11.pdf>.