ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В данном докладе подробно анализируются теологическое, логическое и эпистемологическое содержание диалога Платона «Эвтифрон». С середины 19 века адекватной интерпретации «Эвтифрона» препятствовали представления о том, что данный диалог относится к так называемым ранним платоновским сочинениям, которые якобы отражают «сократический» период развития платоновской мысли. В силу этого логическим и, в особенности, теологическим взглядам, присутствующим в данном диалоге, не уделялось достаточного внимания. Истолкователи, комментаторы, исследователи не брезговали и откровенным смещением исторических и религиозных акцентов, предлагая трактовать «дело богов», о котором идет речь в ключевом месте «Эвтифрона», как некое предвосхищение христианской теологии Апостола Павла. В результате ясная и последовательная картина богословских взглядов Платона, укорененная в его религиозном и философском миросозерцании, превращалась в странный и противоречивый набор плохо продуманных фрагментов. Исходя из «унитаристской гипотезы», активно привлекая важные и релевантные пассажи из других платоновских диалогов, которые обычно считаются «более поздними», докладчик пытается показать, что данный диалог содержит те же представления о благочестии и богах, которые без труда можно найти, например, в «Меноне» и «Законах». Различие между такими пассажами можно гораздо проще объяснить не изменением и эволюцией платоновских представлений о богах, а сознательным изменением акцентов, изменением, обусловленным драматургией диалога. Исходя из данного метода, докладчик объясняет значение загадочного «дела богов», о котором идет речь в ключевом пассаже «Эвтифрона».