![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
В докладе рассматривается драматическая интерпретация мифа об Эдипе, т.е. те изменения, которые претерпел сюжет, известный уже Гомеру, под влиянием требований драматического жанра. В качестве материала предполагаются трансформации сюжета от Софокла через Сенеку к европейским вариациям Корнеля, Ларагюэ, Вольтера и Кокто. Изменения эти касаются как сюжетно композиционного (организация фабулы, изменения в сюжете, структура драмы), так и идейно-образного (основные мотивы и категории, метафорика, возможный подтекст) уровня произведения. Так, в соответствии с духом и требованиями времени Корнель не просто вводит любовный мотив, но делает его доминирующим; Ларагюэ изменяет античную версию судьбы героя; соотнесение с современной политической обстановкой актуализирует сюжет в драме Вольтера. Неоднократное («Эдип-царь», «Адская машина», «Завещание Орфея») обращение Кокто к судьбе Эдипа приближает этого персонажа к основным героям неомифологической драмы XX века – Орфею, Антигоне, Атридам; наконец, психоаналитическая концепция мифа делает Эдипа одной из основных фигур «новоевропейской светской мифологии».