ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В 1905-1907 гг. в России сформировалась конституционная политическая система. Был учрежден парламент, легализованы партии, принципиально расширены права печати. В рамках «обновленного строя» юридический статус Императора Всероссийского был существенно видоизменен. Новая политическая система предполагала дуалистический – самодержавно-парламентский – характер. Монарх, верховной властью которого были изданы манифесты 17 октября 1905 г. и 3 июня 1907 г., утверждены Основные государственные законы (ОГЗ), сохранял свой суверенитет и учредительные права (и в этом смысле по-прежнему был самодержавным), хотя и делил законодательную власть с двумя палатами. Монарх, хотя и разделял консервативные взгляды, но видел свою основную политическую задачу в том, чтобы гарантировать существование государственного строя и сохранять сложившийся общий баланс сил. Он подразумевал единство правительства, концентрацию вокруг него думского большинства, чья деятельность поддерживалась со стороны Государственного совета (вкупе с правительством эта палата должна была направлять думскую активность в необходимом русле). Политический курс определялся на правительственном уровне. Даже акт 3 июня 1907 г. и последующие попытки изменить третьеиюньскую систему инициировались в среде Совета министров или близких ему кругах, причем реализация проектов напрямую зависела от внутриправительственного расклада (поэтому в 1907 г. была осуществлена, а позднее – нет). Значимые кадровые решения принимались императором по согласованию с главой правительства. Обычно кадровая политика определялась уполномоченными на то лицами (председателем правительства или его неформальным лидером), лишь назначение военного и морского министров было напрямую связано с волей монарха. Общая ситуация практически исключала определяющую роль придворных при принятии крупных государственных решений. Миф о «темных силах» возник как инструмент политической борьбы против самодержавия. В период премьерства П.А. Столыпина началась реализация масштабного политического проекта создания всесословной российской нации. Опорными точками строительства нации становились парламент, проправительственные партии, органы самоуправления, в перспективе - крестьяне-единоличники. Несмотря на постепенное осложнение личных отношений монарха и премьера, Николай II поддерживал столыпинскую программу.