ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Одним из наиболее актуальных в пространстве современной музыкальной культуры является музыкальное направление classical crossover, объединяющее черты академической и массовой культуры. Сам термин «classical crossover» до сих пор находится в эпицентре горячих дискуссий на научных форумах. В настоящее время можно встретить также и другие названия, такие как neoclassical, classical pop, operatic pop или же просто crossover. Изучение многообразия новых явлений, появление и развитие которых обусловлено влиянием массовой культуры на музыкально-исполнительское искусство рубежа XX-XXI веков, становится насущной проблемой современного научного знания. Анализ актуальной концертной практики музыкантов, завоевавших популярность массового слушателя, позволил определить вклад исполнителей в процесс расширения жанрового разнообразия музыкального искусства, обогащения выразительных и технических возможностей инструментов. В данной статье выявлены тенденции формирования classical crossover'a в творчестве современных исполнителей. Научно обосновано, что на рубеже XX-XXI веков под влиянием массовой культуры в современном исполнительском искусстве активно проявляются тенденции расширения традиционных форм и методов музыкально-художественного творчества. В творчестве музыкантов сформировались основные способы и формы сценической презентации, тенденции активного использования неакадемических форм исполнительства, адаптированных под современные социокультурные условия: кроссовер-концерты, концерты-попурри, классик-хит-коктейли, в логике построения которых превалирует калейдоскопичность. Эволюция подходов к трактовке произведений академического репертуара в рамках classical crossover демонстрирует возрастающее влияние жанров и приемов массовой культуры, усиление стилевой разнородности интерпретационных и реинтерпретационных методов.