ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Доклад посвящен мировоззренческому анализу конструирования эстетических восприятий и возможных изменений в проявлении чувственности, управление которой на уровне общественной идеологии является не просто рациональным актом формирования наслаждения, но и актом антропотворческим - направленным на трансформацию глубинных основ человеческой природы. Включение рационального элемента в эстетическое познание намечается уже в эстетике Канта. С одной стороны, он пишет о том, что прекрасное познается без понятия. С другой, отделяя объекты природы от артефактов, вводит понятие продуктивного воображения и рефлектирующей способности суждения. Таким образом, не разделяя виды прекрасного, философ указывает, что в суждение о прекрасном привходит интеллектуальная оценка. Восприятие прекрасного, основанное на чувстве удовольствия - неудовольствия, иными словами, не является полностью иррациональным. Понимание ментального акта как сложного многомерного процесса согласуется с результатами современной когнитологии, исследующей ментальные способности в качестве сложного ансамбля. Множественность измерений сознания, несводимого к прежним, субстанциалистским представлениям о нем, можно считать бесспорным фактом. В современной науке введено, к примеру, понятие эмоционального интеллекта. И если в классической эстетике, сосредоточенной на теоретико-познавательных аспектах исследованиях чувственности, довлеет представление о связи эстетического и чувственности как определяющей, реальное эстетическое восприятие в немалой степени определяется интеллектуальными факторами. В частности, мировоззренческой предопределенностью, информационной средой, актуальной культурой. Это и позволяет нам проанализировать, как именно идеология информационного общества трансформирует эстетические критерии, и как следствие, и сам процесс наслаждения.