ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Смесевые топлива водород - углеводород привлекают внимание в качестве альтернативных видов топлива для производства энергии по двум основным причинам. Первая причина связана с эффективностью смесевого топлива метан-водород, что обуславливает улучшение характеристик устройств сгорания, расширение диапазона их использования и уменьшение выбросов загрязняющих веществ при использовании бедных смесей в стационарных и мобильных системах. Вторая причина связана с перспективой использования водорода в топливных элементах и устройствах, использующих горение при развитии водородной энергетики. Очевидно, что использование горения заранее перемешанных смесей является одним из перспективных методов выполнения современных требований по ограничению эмиссии NOx при производстве энергии в т.ч. в двигателях внутреннего сгорания. Уменьшение температуры горения, которое обеспечивается при использовании бедных смесей, может значительно уменьшить эмиссию NOx, однако требуются дополнительные исследования, чтобы решить вопросы, препятствующие широкому распространению этой технологии. Данная работа посвящена установлению особенностей горения топлив, содержащих смеси водород - углеводород (C1 - C6, а именно, CH4, C2H6, C3H8, C4H10, C5H12, C6H14) над поверхностью палладия при общем давлении 1÷2 атм. Экспериментально показано, что температура предела воспламенения над поверхностью палладия при P=1.75 атм, измеренная подходом снизу вверх по температуре, для смесей 30% метан + 70% водород + воздух (=0.9, T=317 oC и 30% пропан + 70%H2 + воздух T=106 oC) заметно понижается после последующих воспламенений до T=270 oC для H2 – CH4 - воздух и до T = 32 0C для смеси H2 – C3H8 - воздух. Предел воспламенения возвращается к начальному значению после обработки реактора кислородом или воздухом, т.е. имеет место явление гистерезиса. Предел воспламенения смесей 30% (C2, C4, C5, C6) + 70%H2 + воздух над поверхностью металлического палладия составляет 25÷35 oC при P=1.75; эффект гистерезиса отсутствует.