ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Водород представляет собой возобновляемый источник энергии для будущего, продукты горения которого не загрязняют окружающую среду. Однако, широкое использование водорода как горючего требует решения ряда вопросов взрывобезопасности производства, транспортировки и хранения водорода. Одной из набольших опасностей является случайное воспламенение. Анализируя риск случайного воспламенения в случае неконтролируемой утечки водорода, как это может произойти во время столкновения транспортных средств или поломки трубопровода, можно уверенно назвать наиболее вероятный источник воспламенения - горячую поверхность. Использование водорода как топлива требует способности предсказуемо осуществить его воспламенение. Проблема с заправкой двигателей искрового воспламенения водородом состоит в том, что смесь водород - воздух, входящая в камеру сгорания, способна воспламениться сразу при контакте с горячей поверхностью, например, впускного клапана. В дизельных двигателях с прямым впрыском топлива проблема предварительного воспламенения не возникает. Данная работа посвящена установлению закономерностей воспламенения смесей водород – кислород и водород - метан - кислород при низких давлениях нагретыми проволоками Pd, Pt, нихрома и кантала (фехраля), с целью установления зависимости температуры воспламенения от концентрации топлива и оценки вклада каталитических свойств использованных материалов. В частности, показано, что температуры воспламенения смесей водород – кислород и водород - метан - кислород нагретыми проволоками палладия, платины, нихрома и кантала (фехраля) при общем давлении 40 Торр увеличиваются при уменьшении содержания водорода в смеси. Причем нагретая палладиевая проволока проявляет заметное каталитическое действие. Численный качественный расчёт позволил выявить роль дополнительной реакции разветвления H + HO2 → 2OH в процессе инициирования воспламенения нагретой проволокой.