ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Звуковой удар генерируется при движении со сверхзвуковой скоростью. Вблизи обтекаемого тела акустические давления - 3-5 кПа. Форма волны - сложная. Вдали фронты становятся конусами Маха, форма волны (N-импульс) - универсальной. Два ее фронта - слабые ударные волны со скачком давления 100–200 Па. На форму волны влияют особенности трассы. Например, турбулентность атмосферы на высотах порядка сотен м формирует локальные фокусирующие неоднородности. Ниже этого слоя появляются “сверхудары” –выбросы давления, вредные для людей и животных. Наряду с N- волной, на местности наблюдаются сглаженные профили, а также сигналы, содержащие пики, осцилляции и другие проявления случайных неоднородностей трассы. Необычные U-волны появляются из-за дифференцирования N-волны после пересечения фокальной области или каустики. Однако за повреждения ответственно не акустическое давление (не его уровни в дБ), а градиенты на ударном фронте. Они зависят от ширины фронта, определяются молекулярной релаксацией атмосферных газов, рассеянием и поглощением волны. Известны попытки подавить удар, варьируя формы фюзеляжа. Этот путь не очень продуктивен, поскольку после подавления упадет и подъемная сила. Наши исследования (начало 1990 годов) показали, что перспективно создание экспертной системы для выбора оптимальных режимов и трасс полета в конкретных атмосферных и погодных условиях. Основные факторы, которые должны быть учтены: 1. Характеристики полета: скорость, аэродинамика, маневры, маршрут; 2. Атмосфера: стратификация, турбулентность, ветер, влажность, молекулярный состав; 3. Волна: нелинейность, дифракция, рефракция, рассеяние, поглощение, релаксация; 4. Местность: рельеф, акустические свойства границ, импульсный отклик, проникновение в океан и грунт; 5. Воздействие на организмы (людей, морских и сухопутных животных), а также строения и технику. В сообщении кратко описан математический аппарат (нелинейные интегро-дифференциальные уравнения) и физические явления, существенные для оценки параметров удара и его влияния на организмы, сооружения и технику.