ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Дарио Фо - итальянский драматург, режиссёр, актёр, художник и сценограф, преподаватель и общественный деятель. В 1997 году он получил Нобелевскую премию по литературе, при этом Комитет отметил, что лауреат «…наследуя средневековым шутам, бичует власть имущих и защищает достоинство угнетённых». Дарио Фо возрождает на итальянской сцене XX века традицию средневекового шутовского театра, при этом выводя на первый план взаимодействие с аудиторией, внимание к социальным проблемам современности, значимость для общества фигуры шута/актёра/рассказчика историй. В фокусе доклада – вербальная и невербальная коммуникация актёра со зрителем в моно-спектакле Дарио Фо конца 1960-х годов «Мистерия-буфф» (“Mistero Buffo”). Пьесы Д. Фо вообще отличает импровизационность, фарсовое начало, отказ от психологизма, соединение реальности и фантастики, гротесковость, буффонада, быстрый ритм, использование звукоподражания, музыки и пения. Д. Фо надевает на себя личину шута, это обуславливает и выбор языковых средств выразительности его произведения: Дарио Фо разыгрывает «Мистерию-буфф» на коинэ – смеси диалектов и с использованием языка grammelot (грамло). Это выдуманный им язык, подражающий звукам и интонациям речи, которая при помощи также жестов становится понятной для зрителя вне зависимости от его происхождения и родного языка или диалекта. Тем самым шут говорит на языке, понятном – хотя бы на интуитивном уровне – большому числу зрителей. В докладе выделены наиболее яркие моменты перехода от слова или звука к жесту в исполнении «Мистерии-буфф» Дарио Фо, а также уделено внимание языковому выбору автора-актёра.