ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Для Настоящего исследования в качестве источников информации используются - Выборочное наблюдение трудоустройства выпускников образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования - новое исследование, проводимое Федеральной службой государственной статистики и в настоящее время содержащее данные о выпускниках 2010-2015 годов; - данные Обследования по проблемам занятости/ Обследования рабочей силы Федеральной службы государственной статистики за 2010-2017 годы. Проводится сопоставление результатов этих исследований в отношении занятости выпускников вузов и, в частности, соответствия их работы полученной специальности. На основе имеющихся данных применяются как объективный, так и субъективный подходы к оценке соответствия работы профилю и уровню образования. Помимо оценки процента работающих по специальности по группам профессий – сфер, в которых остается работать больше или меньше всего выпускников, проанализирован вопрос соответствия образования и работы по группам специальностей, которые в современной России готовят наибольшее количество кадров с высшим образованием – в группах Экономика и Управление, Гуманитарные специальности (после 2015 года – с выделением в качестве отдельной группы, в том числе, Юриспруденции), Образование и педагогика. Анализируются данные о выпускниках системы высшего профессионального образования по укрупнённым группам профессий в соответствии с ОКСО. В работе показано, что в связи с тем, что с 2016 года справочник групп специальностей по образованию был модифицирован, по данным Обследования рабочей силы можно проанализировать тренд за 2010-2015 годы, а начиная с 2015-2016 года структура данных в значительной степени меняется. Основные результаты и выводы: Уровень трудоустройства выпускников вузов по специальности в России по первому месту составляет работы 68,7%. Сами выпускники считают, что у 70% занятых работа соответствует профилю полученного образования (Итоги выборочного наблюдения трудоустройства выпускников (…),Росстат, 2016). Точные количественные оценки долей работающих в соответствии/ не в соответствии с полученной специальностью выпускников, окончивших вузы в 2010-2015 гг., по профессиональным группам, в результатах Обследования рабочей силы и Выборочного наблюдения трудоустройства выпускников (…) совпадают не полностью. Но по обоим исследованиям наибольший процент работающих по профилю подготовки: Здравоохранение - более 95% работающих по специальности; Информационная безопасность и Информатика и вычислительная техника – более 80% работающих по специальности; а наименьший – до 60% - Специальности по социальным наукам, Воспроизводство и переработка лесных ресурсов, Сельское и рыбное хозяйство, Специальности естественных наук. В данном исследовании направления подготовки сгруппированы в 3 укрупненных блока специальностей по доле выпускников, остающихся работать в профессии: первая группа – более 70%, вторая – от 60 до 70%, третья – менее 60%. По данным Обследования рабочей силы видно, что, динамика уровня занятости по специальности может различаться для разных направлений подготовки. Среди групп специальностей (направлений подготовки), которые в наибольшей и наименьшей степени соответствуют профилю деятельности, процент занятости выпускников разных лет по специальности может быть примерно постоянным. Для групп специальностей, в рамках которых по профилю работает более 70% выпускников это, например, Здравоохранение, Информатика и вычислительная техника, Морская техника; Энергетика и энергетическое машиностроение; Электронная техника, радиотехника и связь и др.; для групп специальностей с наименьшим процентом занятых «по профилю» это Сельское и рыбное хозяйство, Сфера обслуживания, Воспроизводство и переработка лесных ресурсов. Значительный разборс между процентом работающих по специальности в годы выпуска 2010-2012 и 2013-2015 - для групп специальностей, в рамках которых по профилю работает более 70% выпускников: Оружие и системы вооружения (рост с 73 до 92%); Геодезия и землеустройство (сокращение с 78 до 63%); а для групп специальностей, в рамках которых по профилю работает менее 60% выпускников - Специальности по социальным наукам (сокращение с 56 до 44%), , Приборостроение и оптотехника (увеличение с 53 до 64,5%). Это может быть связано, в том числе, с шоками спроса в соответствующих отраслях. Направления подготовки, являющиеся «кузницей» более 60% кадров Российской экономики – группы специальностей Экономика и управление, Гуманитарные специальности (в первую очередь, Юриспруденция), Образование и педагогика и, в последнее время, Информатика и вычислительная техника. Среди них две входят в «первый кластер (укрупненную группу)» специальностей, выпускники которых в наибольшей степени остаются связанными с профилем – Информатика и Образование. В сфере Экономики по специальности работают 66% выпускников, в Юриспруденции 72%. Эти два направления подготовки входят во вторую укрупненную группу по степени приверженности специальности. Интерес представляют и данные о работе по специальности выпускников в соответствии с обновленным справочником ОКСО. Так, молодые люди с высшим образованием, окончившие высшее учебное заведение в период 2015-2017гг. (Обследование рабочей силы, Росстат, 2018), работают по профилю в 90 и более % случаев в группах специальностей, связанных с медициной: Фармация (97%), Клиническая медицина (97%), Науки о здоровье и профилактическая медицина (91%). Более 80% выпускников вузов работают по специальности в областях Сценические искусства и литературное творчество, Химия, Ветеринария Военное управление и др. Меньше всего по профилю подготовки 50% и менее, работают в сферах Политические науки и регионоведение (39%); Сельское, лесное и рыбное хозяйство (42%), Технологии легкой промышленности (47%), Социология и социальная работа (49%), Науки о земле (50%). Обновление классификатора специальностей по образованию позволило выделить для анализа отдельные направления подготовки и оценить их вклад в общее распределение доли работающих в соответствии и не в соответствии со специальностью по диплому. Например, из группы Гуманитарные специальности – одной из наименее «востребованных» выпускниками по данным 2010-2015 гг., были выделены, в том числе, Юриспруденция и Политические науки и регионоведение. Это показало, что доля работающих по специальности юристов в 2015-2017гг. – 72%, то есть они находятся в первой группе по приверженности выпускников специальности. Это также позволило понять, что из всех гуманитарных специальностей именно по специальности Политические науки и регионоведение работает меньше всего выпускников по общему списку направлений подготовки – 39%. Из естественнонаучных были выделены направления подготовки Науки о земле, Химия, Биология. Специальность Науки о земле оказалась наименее востребованной с точки зрения работы выпускников – у 50%, в то время как Химия поднялась в топ рейтинга работы по специальности – 86%; и так далее. С сожалением, однако, можно отметить, что произошедшие изменения в структуре данных по направлениям подготовки в системе высшего образования накладывают ограничении на сопоставление показателей Обследования рабочей силы о доле работающих по специальности выпускников вузов за периоды до и после 2015 года. Сопоставив данные Обследования рабочей силы по выпускникам вузов 2010-2015 гг. и Выборочного наблюдения трудоустройства выпускников (…) , можно сделать вывод, что Наблюдение является новым надежным источником информации в отношении данной социально—экономической группы и ее положения на рынке труда. Данные Наблюдения, которое, как ожидается, будет проводиться раз в 5 лет, а значит будет содержать актуализированный справочник направлений подготовки, могут быть использованы для оценки соответствия структуры подготовки выпускников потребностям экономики. Однако мы рекомендуем проводить дополнительное сопоставление данных наблюдения с результатами Обследования рабочей силы. Статистические данные показывают (Разумова, Золотина, 2018), что для выпускников вузов существует положительная связь между работой по профилю подготовки и удовлетворенностью ей. Поэтому наличие связи между профилем работы и специальностью по диплому может быть использовано в качестве одного из индикаторов для оценки качества занятости.